Skip to content

Алексей Мордашов: от «Северсталь-инвеста» до Arcelor.

7 мин.

Опубликованно: 15 июня 2006

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Экология

В конце весны металлургический рынок всколыхнула информация о том, что европейская Arcelor, пытающаяся избежать поглощения со стороны транснациональной Mittal Steel, заявила о слиянии с российской «Северсталью». Теперь перед владельцем российской компании Алексеем Мордашовым, который станет крупнейшим акционером флагмана мировой металлургии, открываются принципиально новые горизонты. Однако, для этого необходимо выиграть бой за Arcelor с другим претендентом – Лакшми Митталом.

По закону джунглей

Карьера владельца «Северстали» Алексея Мордашова была стремительной. Этому «способствовали» его железная хватка, прекрасное образование и серьезные учителя: он учился в Ленинградском инженерно-экономическом институте, где в то время преподавал Анатолий Чубайс, который обратил внимание на талантливого студента и взял второкурсника Мордашова ассистентом на свою кафедру. В результате, тот получил редчайшие по тем временам знания, которые очень пригодились ему впоследствии.

После института Мордашов вернулся в свой родной Череповец, где и начал свою карьеру с должности старшего экономиста на меткомбинате. Гендиректор предприятия Юрий Липухин отметил успехи молодого специалиста, начал продвигать его по служебной лестнице, и в 1992 г. Мордашов занял должность директора завода по экономике и финансам. Он пользовался абсолютным доверием Липухина, и через год 27-летнему финдиректору было поручено скупить у рабочих акции предприятия ОАО «Северсталь», в которое был преобразован Череповецкий меткомбинат (ЧМК).

С этой целью, Мордашов учредил специальную компанию «Северсталь-инвест», в которой его доля уставного капитала составляла 76%, а остальные 24% принадлежали комбинату. Чтобы организовать финансирование скупки акций, комбинат передал этой компании на реализацию весь металлопрокат, остающийся от экспорта (более 1,5 млн. т). Предполагалось, что впоследствии акции ОАО «Северсталь» разделят между собой Мордашов и Липухин, которого рабочие считали оптимальным владельцем предприятия, коль скоро оно так или иначе должно было перейти в частные руки. Липухин говорил, что планирует заняться развитием комбината, восстановлением производства и улучшением экологии. Однако между ним и Мордашовым возникли по этому поводу серьезные разногласия: по словам Липухина, его программу «Алексей считал гиблым делом». Позднее выяснилось, что у Мордашова были свои планы относительно будущего развития ЧМК.

Когда «Северсталь-инвест» стала владельцем 80% акций, а еще 16% оказались в личной собственности Мордашова, он отказался признать существование каких бы то ни было джентльменских соглашений, и на первом же собрании акционеров объявил себя фактическим владельцем комбината. Он сместил Липухина с должности гендиректора и лично занялся практическим руководством «Северсталью». На воспоследовавшие упреки он отвечал: «Да, это не совсем справедливо, зато теперь у комбината появился честный хозяин». Таким образом, Мордашов вовремя усвоил законы дикого капитализма, к которым поколение «красных директоров» было совершенно не приспособлено.

Вертикальный взлет

В 1996 г., сразу после прихода к власти на ЧМК, Мордашов собрал команду молодых менеджеров, которые определили круг приоритетных задач и выработали стратегию вывода предприятия из кризиса, в котором пребывали все метзаводы на постсоветском пространстве. Как правило, эта команда находила нетривиальные решения. Например, серьезной проблемой ЧМК в то время было большое количество находившихся на балансе комбината объектов, не имеющих никакого отношения к выплавке стали, но требующих немалых затрат. Однако разработанная новым менеджментом программа действий предусматривала не избавление от подсобных активов, а расширение и превращение их в прибыльные предприятия.

Исходно идея диверсификации имела социальную направленность. Меткомбинат — единственный работодатель Череповца, и прямая обязанность компании – обеспечивать занятость населения и нести груз социальных затрат. Создание новых рабочих мест можно было обеспечить за счет учреждения новых предприятий в непрофильной сфере деятельности, и компания избрала именно этот путь. В частности, ЧМК выпускал мебель и посуду для своих рабочих, а с переходом власти к Мордашову комбинат начал коммерческое производство этих товаров.

Стратегия оказалась действенной, и новые череповецкие предприятия быстро начали приносить прибыль, а появление новых рабочих мест обеспечивало возможность маневра. В течение четырех последующих лет Мордашов сократил численность рабочих на ЧМК от 56 тыс. до 44 тыс. и реализовал ряд программ, направленных на уменьшение затрат, повышение производительности и улучшение качества продукции. Характерно, что все необходимое финансирование было выделено из рабочего капитала. По словам Мордашова, в то время «Северсталь» уже имела возможность проводить модернизацию без привлечения посторонних инвестиций и банковских займов. Результаты последовали быстро: по итогам этого же, 1996 г., «Северсталь» переместилась в иерархии мировых производителей с 16-го на 14-тое место, поскольку увеличила объемы выплавки стали более чем на 700 тыс. т, в то время как целом по России объемы выплавки стали падали.

Расширению экспорта «Северстали» способствовало благоприятное географическое положение компании: комбинат находится ближе к морским портам и европейским рынкам, чем уральские и сибирские заводы. Соответственно, расходы на транспортировку продукции у компании ниже, чем у отечественных конкурентов. Кроме того, по словам трейдеров, «Северсталь» разработала удачную комбинацию административных и технических ноу-хау, а в плане экспортных поставок сумела наладить сотрудничество с рядом крупнейших в мире торговых компаний. В 1997 г. доля пяти таких трейдеров в экспортных продажах «Северстали» удвоилась, цены на ее продукцию увеличились, в среднем, на 8,7%, а заказы поступили из 60 стран. Рейтинг компании на международной арене быстро повышался.

Однако азиатский кризис привел к падению цен на стальную продукцию, а антидемпинговые санкции вынудили российских производителей урезать зарубежные поставки. В условиях обострившейся конкуренции за рубежом руководство «Северстали» обратилось к внутреннему рынку в условиях снижение спроса на нем. Новая маркетинговая стратегия базировалась на сотрудничестве только с крупными платежеспособными клиентами и конечными потребителями, которые имели возможность рассчитываться по схемам, позволявшим в конечном итоге получать деньги за поставленный товар.

Далее «Северсталь» двинулась по пути приобретений. Группа скупала сырьевые активы, транспортные и портовые мощности, заводы из смежных отраслей. Вертикальная интеграция обеспечивала ей новые рынки сбыта для произведенного комбинатом металла и снижала зависимость от нестабильного внешнего рынка. В апреле 2000 г. компания приобрела у АО «Ижорские заводы» листопрокатный стан-5000 (основное оборудование для производства заготовок труб большого диаметра для магистральных газопроводов) и предусмотрела инвестиции в его модернизацию ($200-300 млн.). Тогда же, в 2000 г., компания получила контроль над Уральским автомобильным заводом, который в составе холдинга «Северсталь» быстро вышел на положительную рентабельность: от минус 22% осенью 2000 г. до плюс 4% — в январе-марте 2001-го. Впервые несколько месяцев подряд завод имел бездефицитный бюджет, что для УАЗа было весьма нетривиальным событием. Впоследствии это предприятие стало крупным потребителем продукции «Северстали».

Далее Мордашов сделал крайне важный шаг: «Северсталь» подписала договор с французской сталелитейной компанией Usinor о совместном строительстве линии цинкования в Череповце. Впоследствии Usinor вошла в состав Arcelor, и сотрудничество получило дальнейшее развитие в других сферах. Бывший исполнительный вице-президента Usinor Ги Долле возглавил Arcelor, и дружественные связи между компаниями стабильно упрочивались. По словам Долле, нынешнее объявление о слиянии «Северстали» с Arcelor – закономерный итог отношений, которые возникли около десяти лет назад, и переговоры о нем велись начиная с 2002 г.

Перед Мордашовым этот шаг открывает новые горизонты. Если сделка состоится, а, судя по всему, Mittal Steel, которая стремится осуществить враждебное поглощение Arcelor, так и не сумеет ее сорвать, Алексей Мордашов станет крупнейшим акционером крупнейшей в мире сталелитейной группы. В обмен на 89% акций «Северстали» и доплату в сумме $1,6 млрд. наличными, российский бизнесмен получит 32% акций Arcelor, которые появятся в результате дополнительной эмиссии. Правда, в результате этой эмиссии доли нынешних акционеров будут размыты – им останется 76% от их пакетов, а после объединения компаний у Мордашова будет сосредоточено около 38%.

Именно этот аргумент пытается использовать семейство Митталов, чтобы убедить инвесторов Arcelor отказаться от слияния. Кроме того, Лакшми Миттал утверждает, что оценка активов «Северстали» в этой сделке явно завышена, и что в финансовом отношении его предложение выгоднее. По инициативе американских хеджевых фондов, которые контролируют около 30% акций Arcelor и имеют давние связи с Mittal Steel, 27 июня состоится внеочередное собрание акционеров для голосования по поводу слияния с «Северсталью».

При этом фонды требуют, чтобы положительное решение по сделке могло быть принято только большинством в 75% голосов акционеров, присутствующих на собрании. Однако менеджмент не собирается отступать от устава – сделка будет утверждена, если против нее проголосуют владельцы не больше 50% всех голосующих акций. Сторонники сделки с Митталом вряд ли соберут такое количество голосов – до сих пор на собраниях присутствовали не более 35% акционеров, причем пока за объединение с Mittal Steel пока что ратуют только упомянутые американские фонды.

Лакшми Миттал сознает, что его шансы сорвать слияние невелики, и уже заявил, что может приобрести около 40% акций объединенной компании. В свою очередь, Мордашов собирается довести свой пакет до 45%. В любом случае, Arcelor уже не будет прежней, а у Алексея Мордашова появляется шанс занять ведущие роли в мировой металлургической элите.

Наверх

Мероприятие

с 10 октября, 2021 по 14 октября, 2021


Время начала - 14:05
Время завершения - 16:40

Организатор и тех. оператор Рейтинговое агентство Русмет При поддержке и участии партнеров Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОМ , Эксим Банк Международный инвестиционный банк ТПП Венгрии Московская ТПП РСПП Hungarian Waste Management Federation Loacker Формат деловая поездка с посещением производственных объектов конференция круглые столы, деловые встречи Место проживания Radisson Blu Béke Hotel, Budapest 1067 Будапешт, Teréz körút 43., Венгрия

Подробнее ...