Skip to content

«Алюминиевая война» стала мировой

6 мин.

Опубликованно: 14 ноября 2001

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Руда

По сообщению Wall Street Journal, крупнейшая в мире алюминиевая компания Alcoa Inc. близка к достижению соглашения о покупке австралийской добывающей компании WMC Ltd. за $6 млрд. в деньгах и акциях. По данным источников, близких к переговорам, Alcoa намерена предложить $5,14 за каждую акцию WMC, что немного больше текущей рыночной цены. Сообщается, что переговоры ведутся уже около месяца, однако не стоит ждать скорых объявлений.

В настоящее время Alcoa контролирует более половины мирового рынка алюминия, занимая 1-е место в рейтинге Metal Bulletin ведущих мировых производителей цветных металлов, и сделка, если состоится, откроет компании более широкий доступ на азиатский рынок.

Четвертое место в этом рейтинге, после британской Anglo American и «Норильского никеля», занимает «Русский алюминий». При этом, если говорить о производстве непосредственно алюминия, «Русал» вплотную приближается к лидеру, пропуская вперед только канадскую Alcan. По стоимости произведенной продукции различия мизерные – $5,206 млрд. у «Русала» и $5,568 у Alcoa.

В соответствии с этим, политика «Русала» на рынке не может сильно отличаться от поведения Alcoa: ранее уже сообщалось, что «Русал» и Alcoa могут побороться за контрольный пакет румынского монопольного производителя алюминия ALRO Slatina, который румынское правительство планирует выставить на продажу до конца года. Румыния, занимающая второе место в Восточной Европе после России по производству алюминия, уже находится в орбите интересов «Русала» – последний с 2000 г. контролирует один из двух местных глиноземных заводов ALOR Oradea.

Столкновения двух алюминиевых лидеров не может не произойти, считают многие аналитики: рынок сужается, а два слона в одной посудной лавке, какими являются Alcoa и «Русал», неизбежно будут сталкиваться лбами.

Цены на алюминий продолжают снижаться. По прогнозам аналитиков, тенденция к понижению будет характерна по меньшей мере до второй половины 2002 г. Отрасль стоит на грани кризиса – многие компании уже вынуждены сокращать производство, причем не для того, чтобы удержать цены, а в связи с тем, что испытывают проблемы со сбытом. Стоимость металла приблизилась к самому низкому за последнее время порогу – уровень $1400 за тонну летом 2001 г. уже был «пробит». При этом уровень образовавшихся запасов алюминия на Лондонской бирже металлов – основной торговой площадке – является рекордным за последние несколько лет, точнее, начиная с кризисного 1993 г.

Первопричиной кризиса алюминиевого рынка стала рецессия в США и замедление темпов роста экономик Европы, вызвавшее падение спроса. Во многом спровоцировали кризис теракты в США. Прогнозные данные о темпах развития экономик Запада не слишком оптимистичны – ожидается, что оживление наступит не раньше 2002 г.

Падение цен на алюминий обнажило те проблемы отрасли, о которых ранее было известно лишь специалистам. Дело в том, что цена металла в реальном исчислении, то есть дисконтированная с учетом инфляции, падает уже долгие годы.

Существует лишь два способа противостоять этой тенденции: сокращать издержки и расширять рынки сбыта. Что касается сокращения издержек, то здесь у «Русала» более выгодные позиции, но лишь на первый взгляд. Модернизация производства одного только Красноярского алюминиевого завода обойдется где-то в $120 млн. На Братском алюминиевом заводе предполагается переход на более прогрессивную технологию полусухого анода, что потребует кроме денег еще и время. Только в 2001 г. в техническое переоснащение Николаевского глиноземного завода и Ачинского горно-обогатительного комбината «Русал» предполагает инвестировать порядка 500 млн. руб. Помимо собственных средств, компания использует на модернизацию своих предприятий кредит Сбербанка на сумму $200 млн.

К сокращению издержек ведет и приобретение сырьевых баз – «Русал» приступает к разработке контролируемого им одного из крупнейших в мире бокситовых рудников в Гвинее. Рассматриваются и возможности поставки сырья из Китая.

И все-таки в условиях падения спроса на алюминий этого недостаточно. Необходимо расширять рынки сбыта, для чего используются различные способы.

Так, приход Alcoa в Австралию может, по мнению аналитиков, помочь продвижению ее продукции на азиатские рынки: Япония, один из крупнейших в мире импортеров алюминия, ввозит металл в основном из России и Австралии. Это вряд ли может понравиться «Русалу»: по сведениям из источника в холдинге, на Японию, Корею и Китай приходится до 50% прямых экспортных поставок компании, а недавно Олег Дерипаска заявлял о планах увеличить поставки алюминия в Японию почти вдвое.

Впрочем, «Русал» может попробовать обыграть Alcoa на его же поле: летом, после энергетического кризиса в США и падения производства на американских алюминиевых заводах, представители «Русала» заявляли, что в ближайшие 2-3 года компания хочет увеличить продажи первичного алюминия в Штаты и расширить сеть представительств. А попутно сократить число трейдеров (сейчас «Русал» продает через них до 40% металла): в скором будущем торговать алюминием будут только шесть крупных компаний.

Насколько реальны планы по захвату рынка Северной Америки, сказать трудно. У США есть мощная система по приведению в действие протекционистских механизмов. Кроме того, американцы не постеснялись действовать и вполне обычными в русском бизнесе методами: стоило «Русалу» обозначить свой интерес, как вопрос о банкротстве НкАЗа по иску «МИКОМ» снова был поднят в суде. А та же Alcoa вскоре объявила о достигнутом с алюминиевой компанией BHP Billiton соглашении по слиянию дистрибутивного бизнеса в Северной Америке. Объединение компаний Reynolds Aluminium Supply Company (RASCO) от Alcoa и Vincent Metals Goods от BHP Billiton в новую компанию NAMD позволит захватить ведущую позицию по торговле алюминием и нержавеющей сталью с сетью из более чем 25 тыс. клиентов по Северной Америке. Кроме того, по мнению первого заместителя гендиректора «Русала» Александра Булыгина, новая компания будет производить практически весь первичный алюминий США и 22% мирового объема.

Возможно, последние события переполнили чашу терпения российских производителей алюминия: недавно руководители крупнейших российских алюминиевых заводов, входящих в различные холдинги, обратились к правительству с требованием принять для них ряд протекционистских мер. Они ссылаются на мировой опыт: сейчас правительства разных стран готовят проекты государственной поддержки алюминиевого бизнеса. У нас же, по мнению производителей алюминия, правительство стремится снять «семь шкур» с отрасли, которая того и гляди начнет падать. Основные враги для алюминиевой промышленности – естественные монополии, устанавливающие непомерно высокие цены на электроэнергию и железнодорожные перевозки.

В частности, «Русал» уже объявил, что вынужден отложить ряд своих инвестиционных программ на фоне общего ухудшения конъюнктуры мирового рынка. Компания будет реализовывать лишь самые критически важные для развития бизнеса инвестиционные проекты. В сентябре «Русал» сообщил, что отложил намеченный до конца 2001 года выпуск облигаций на сумму не менее двух миллиардов рублей в связи с изменением конъюнктуры финансовых рынков. В октябре – отметил, что придется сокращать непроизводственный персонал. Уже с декабря на алюминиевых заводах группы – Братском, Красноярском, Новокузнецком и Саянском – может быть временно снижен размер премий. «Русал» также обратился к правительству Украины с просьбой перенести сроки строительства нового алюминиевого завода в Харькове и продлить толлинг глинозема на Николаевский завод.

Впрочем, не все аналитики считают нынешнее ухудшение ситуации на рынке алюминия негативом. Так, недавно Питер Уорд из Lehman Brothers, понизив свои прогнозы по ценам на алюминий и по прибыли крупнейших производителей алюминия, в том числе Alcoa и Alcan, подчеркнул, что по-прежнему рекомендует приобретать акции обеих компаний, называя акции Alcoa «наилучшим выбором» и подтверждая их рейтинг «активно покупать». А 12 ноября UBS Warburg сообщила о том, что включила акции компаний Alcoa Inc. в перечень рекомендуемых акций Нighlighted Stocks.

Фондовый рынок явно смотрит в будущее алюминиевых компаний с оптимизмом. Призыв «активно покупать» слышат не только биржевые игроки, но и сами алюминиевые компании. Надо сказать, следуют они ему с не меньшим энтузиазмом. Хотя и ждут при этом поддержки государства.

Наверх

Мероприятие

с 12 апреля, 2022 по 14 апреля, 2022


Время начала - 08:00
Время завершения - 20:00

Выставка MIR-Expo проводится в уникальном формате нон-стоп нетворкинга. Интеграция деловой программы и экспозиции позволяет максимально эффективно работать на деловой площадке, совмещая теорию с практикой и общением. Место проведения Хаятт Ридженси Москва Петровский Парк 5* Ленинградский проспект 36 строение 33, Москва, Россия, 125167

Подробнее ...