Skip to content

Депутат Госдумы Сергей Генералов купил Дальневосточное морское пароходство — третью по величине судоходную компанию страны.

4 мин.

Опубликованно: 15 апреля 2002

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Энергоносители

Как стало известно «Ведомостям», на этой неделе компании, дружественные экс-главе Минтопэнерго, а ныне депутату Госдумы Сергею Генералову, завершают сделку по приобретению 60% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) — третьей по величине судоходной компании страны.

Глава Московского пароходства Роман Троценко называет покупку ДВМП «сделкой года» на водном транспорте. «Это, пожалуй, самый крупный актив, предлагавшийся на рынке и ожидавший богатого и эффективного хозяина», — говорит он. По мнению Троценко, из ДВМП можно сделать «голубую фишку» и таким образом привлечь средства на обновление флота, ныне состоящего из 74 судов общим дедвейтом 1 млн т.

Пароходство обладает раскрученным на мировом рынке брэндом FESCO (Far East Shipping Company) , получая больше половины доходов на перевозках контейнеров, например, между Австралией и США. Есть у ДВМП и еще одно важное преимущество. Если в порты Новороссийска и Петербурга в основном заходят иностранные суда, то порты Дальнего Востока в значительной мере обслуживаются судами местного пароходства, и у него есть шанс встроиться в экспортную схему металлургов, скупивших порты Восточный ( «Северсталь») , Находка ( «Евразхолдинг») и Владивосток (опцион на покупку его акций получила Магнитка).

ДВМП занимает 3-е место среди российских пароходств и по доходам, и по дедвейту флота. В отличие от опережающих его конкурентов ( «Совкомфлота» и «Новошипа») ДВМП не занимается нефтеперевозками, а специализируется на сухих грузах, в частности контейнерах. Объем перевозок ДВМП в 2001 г. составил около 8 млн т. Выручка — $210 млн, в том числе $106 млн — от работы на международных линиях, $15 млн — от каботажных (внутрироссийских) перевозок, $89 млн — от экспортно-импортных перевозок и сдачи флота в аренду. Чистая прибыль — $30 000.

По данным на конец 2001 г. , 19,8% акций компании принадлежит Минимуществу, остальные — в частных руках.

Как рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух крупных транспортных компаний, интересовавшихся акциями ДВМП, продавцом акций выступает бывший председатель правления Морбанка (отраслевого банка Министерства транспорта) Рашид Мурсекаев. По словам источника «Ведомостей», связанные с Мурсекаевым структуры через номинальных держателей (в том числе ДК «НИКойл») и офшоры контролируют 39% акций ДВМП. В сумме инвесторам предлагался 60% -ный пакет (включая акции, принадлежащие структурам, близким к ДВМП, — Дальневосточному банку, компаниям «ФЕС-Инвест» и «Трансфес»).

На акции ДВМП было несколько богатых претендентов, профессионально занимающихся водным транспортом. Это и холдинг «Новые программы и концепции» Бориса Кузыка, уже владеющий Северо-Западным пароходством, и обслуживающая Северный морской путь компания «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» Николая Куликова, и специализирующееся на нефтегрузах Приморское морское пароходство, и даже государственное пароходство «Совкомфлот». Активно вела переговоры также управляющая компания ЕСН Григория Березкина.

Однако ДВМП не досталось ни одному из этих соискателей. Как сообщил «Ведомостям» источник, близкий к покупателям пароходства, эти покупатели — структуры, дружественные депутату Генералову.

«Я думаю, Генералов рассматривает пароходство как стратегическую инвестицию, — говорит близкий к депутату источник. — У ДВМП хороший бизнес, просто там нужно навести порядок». Собеседник «Ведомостей» также отметил, что ДВМП — одно из немногих предприятий в России, имеющих отчетность по международным стандартам за восемь лет. «В течение нескольких лет вполне реально вывести пароходство на международные рынки капитала, тем более что у него уже были ADR», — полагает источник. Необходимые ДВМП инвестиции на ближайшие три-четыре года он оценил в $200 млн. Сам Генералов в выходные был недоступен.

Собеседники «Ведомостей», приценивавшиеся к ДВМП, говорят, что пакет акций предлагался за $40 — 50 млн. Интересно, что всего около трех месяцев назад компания «КАТЭК-инвест», близкая к Генералову, продала группе МДМ контрольный пакет Красноярской угольной компании с годовым оборотом $100 млн. Вполне возможно, что деньги, вырученные от этой сделки, и пошли на приобретение нового актива.

Директор ДВМП по экономике Павел Васильченко заявил «Ведомостям», что менеджмент пароходства не участвует в продаже акций и пока не в курсе сделки. «Кто бы ни пришел, главное — удержать пароходство на плаву и не допустить распродажу флота с молотка», — говорит Васильченко.

Деловой партнер Мурсекаева Роман Пахомов, бывший зампред Морбанка, а ныне гендиректор инвесткомпании «Центр Капитал», заявил «Ведомостям», что «Центр Капитал» продал свои 15% акций ДВМП еще летом, и посоветовал обратиться за комментариями к самому Мурсекаеву. Но с ним «Ведомостям» связаться не удалось. Коллеги-транспортники называют Мурсекаева «человеком, в принципе, не публичным». Он известен как совладелец авиакомпании «Руслан-003», в распоряжении которой два самолета Ан-124, и ряда инвесткомпаний, в том числе «Центр Капитала».

Наверх

Мероприятие

с 12 апреля, 2022 по 14 апреля, 2022


Время начала - 08:00
Время завершения - 20:00

Выставка MIR-Expo проводится в уникальном формате нон-стоп нетворкинга. Интеграция деловой программы и экспозиции позволяет максимально эффективно работать на деловой площадке, совмещая теорию с практикой и общением. Место проведения Хаятт Ридженси Москва Петровский Парк 5* Ленинградский проспект 36 строение 33, Москва, Россия, 125167

Подробнее ...