Skip to content

Колебательный контур

Колебательный контур

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Цены на железную руду на спотовом рынке, похоже, нашли новый уровень относительного равновесия. После падения до менее $90 за т CFR Китай для 62%-ного австралийского материала в середине июня котировки в дальнейшем несколько поднялись и на протяжения последнего месяца не выходят за пределы интервала $95-98 за т.

В краткосрочном плане уровень цен, как правило, зависит от текущего спроса на сырье со стороны китайских компаний. Так, в первой половине июля они увеличивали закупки, тем самым способствуя подорожанию руды, но ближе к концу месяца их активность пошла на спад. По мнению некоторых аналитиков, в последних числах июля – начале августа на рынке может наступить «мертвый сезон», вследствие чего котировки опять опустятся ближе к отметке $90 за т.

Впрочем, это понижение, если оно и произойдет, будет краткосрочным. Китайские металлурги по-прежнему нуждаются в больших объемах импортного сырья. В июне в страну поступило немногим менее 74,6 млн. т руды, что менее чем на 3 млн. т уступает майскому показателю. При этом, как отмечают специалисты, если ранее многие китайские компании предпочитали покупать относительно недорогой материал с содержанием железа порядка 58%, то теперь удешевление руды сделало более привлекательным высококачественное сырье с более 62% железа.

В отношении долгосрочных прогнозов позиции экспертов в последнее время сблизились. Даже оптимисты, например, из американского инвестиционного банка JP Morgan, не ожидают во второй половине текущего года и в 2015 году повышения более чем до $100-110 за т CFR Китай. Пессимисты, в частности, из швейцарского банка UBS, предполагают, что в ближайшие полтора года средний уровень цен будет составлять около $90 за т CFR.

Все согласны с тем, что объем предложения железной руды на мировом рынке в ближайшие несколько лет будет избыточным. По некоторым данным, только в этом году четыре ведущие железорудные компании мира – бразильская Vale и австралийские Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group – в совокупности увеличат объем поставок на 130-150 млн. т, тогда как спрос прибавит не более 50 млн. т. При этом, ввод в строй новых мощностей будет продолжаться. В частности, Rio Tinto в начале текущего года сообщила о завершении проекта расширения пропускной способности своих железных дорог и портов до 290 млн. т руды в год, а к концу 2015 года этот показатель будет доведен до 360 млн. т в год.

Предполагается, что компенсировать этот рост поможет падение добычи железной руды в Китае, где ее себестоимость особенно высока и часто превышает $100 за т. По данным китайской горнорудной ассоциации CMMEA, по состоянию на начало июля прекратили работу порядка 20-30% национальных железорудных предприятий. Правда, добыча руды в стране составила в июне 139,3 млн. т, на 7,3% больше, чем в тот же месяц 2013 года, но, учитывая постоянное ухудшение качества этого материала, реальный прирост в пересчете в 62%-ный концентрат должен быть намного более скромным.

Как считают в JP Morgan, в течение ближайших полутора лет производство ЖРС в Китае сократится на 150 млн. т в год, т.е. более чем на треть от прошлогоднего показателя. Однако сложно сказать, что произойдет в действительности. С одной стороны, крупнейшие железорудные мощности в стране интегрированы с металлургическими группами. С другой, в условиях падения цен на сырье высококачественный импорт становится более привлекательным по сравнению с бедной китайской рудой, часто содержащей менее 30% железа.

В ближайшей же перспективе стоимость руды на мировом рынке будет зависеть, прежде всего, от состояния китайской экономики. В середине июля премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил о возможном стимулировании роста с помощью ряда крупных проектов в инфраструктурном и жилищном строительстве. Если эти планы будут оперативно воплощены в жизнь, а спрос на стальную продукцию в стране возрастет, подорожает и руда. Но, по-видимому, ситуация более-менее прояснится в этом отношении не раньше сентября.

Колебательный контур

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ После
спада, продолжавшегося с февраля по конец мая, спотовый рынок железной руды,
похоже, нашел новую точку равновесия. По крайней мере, в последние четыре
недели колебания происходят в весьма узком интервале от немногим более $110 до
около $120 за т
CFR Китай для
индийского 63,5%-ного концентрата.

В июне стоимость
руды на спотовом рынке всецело определялась степенью интереса со стороны китайских
компаний. При понижении котировок они увеличивали покупательскую активность и
тем самым способствовали некоторому подорожанию сырья. Но приближение к отметке
$120 за т
CFR немедленно вызывало сокращение объема закупок и
понижательную коррекцию. Запасы импортной руды в китайских портах, при этом,
уменьшились по сравнению с началом года, но с середины апреля их объем, скорее,
увеличивается.

Как считают многие
специалисты, стабилизация спотовых котировок в интервале $110-130 за т
CFR Китай имеет долгосрочный характер. Во всяком случае,
большинство прогнозистов исходят из того, что средний уровень цен на руду
останется в этих пределах, по меньшей мере, до 2015 года, хотя при этом не
исключены отдельные провалы до около $100 за т или даже менее.

В фундаментальном
плане цены на руду определяются объемами выплавки стали в Китае, которые, в
свой черед, зависят, прежде всего, от темпов роста национальной экономики. В
этом отношении ситуация выглядит достаточно противоречивой. С одной стороны,
экономическое положение Китая в настоящее время оставляет желать лучшего. Спрос
на китайские товары на внешних рынках стагнирует, внутри страны наблюдается
депрессия в строительном секторе. Кроме того, в середине июня ужесточение
денежной политики привело к росту процентных ставок по кредитам, что должно
привести к сужению инвестиционной активности.

Тем не менее, с
другой стороны, металлургическая промышленность страны сохраняет высокие объемы
выплавки стали. В первой декаде июня они соответствовали более 785 млн. т в
годовом эквиваленте. Вследствие этого ожидается, что спрос на железную руду в
стране останется высоким. Всего за первые пять месяцев текущего года объем
импорта этого сырья составил 320 млн. т, на 4,7% больше, чем за тот же период
предыдущего года. В мае было импортировано 68,6 млн. т руды, что на 2,1%
превысило апрельский уровень.

Наконец, экспортеры
рассчитывают на некоторое улучшение конъюнктуры в связи с грядущими изменениями
в регулировании китайского импорта сырья. Ранее правительство и
металлургические ассоциации пытались выстроить «единый фронт» импортеров,
противостоящий «большой тройке» международных поставщиков руды в лице
Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. С этой целью количество импортеров сырья
ограничивалось, а лицензии выдавались только крупным компаниям. Однако такой
подход так и не помог китайским металлургам добиться ограничения цен на сырье,
а переход к преимущественно спотовым поставкам вообще сделал подобную систему
ненужной.

С июля 2013 года от
этого порядка планируется отказаться. Лицензии будут выдаваться всем желающим,
при условии, что сделки будут заключаться через китайскую железорудную
платформу
China Beijing International Mining
Exchange (CBMX). По мнению
аналитиков, от этого выиграют, прежде всего, мелкие и средние сталелитейные
компании, которые ранее были вынуждены приобретать импортную руду у посредников
и переплачивать при этом.  Свободное
лицензирование как раз исключает промежуточное звено. Таким образом, стоимость
сырья для китайских металлургов должна уменьшиться, а вот объем закупок за
рубежом, скорее всего, вырастет. В Китае добывается, главным образом, бедная
руда с небольшим содержанием железа, поэтому многие металлурги заинтересованы в
приобретении более качественного импорта.

Судя по всему, в
ближайшие несколько недель негативные и позитивные факторы для рынка железной
руды будут, в основном, уравновешивать друг друга. И если не произойдет
каких-либо резких изменений, цены на сырье будут продолжать колебания в
относительно узком интервале.