Skip to content

Мелкие металлотрейдеры объединяются для оптовых закупок продукции.

3 мин.

Опубликованно: 15 сентября 2005

Импорт и экспорт, Промышленные новости

Рынок торговли сталью в Украине растет, и иностранные компании готовы захватить пустующие ниши. Чтобы выжить, отечественные металлотрейдеры инициируют создание компании-оператора, которая облегчит приобретение продукции на заводах.

Еще совсем недавно отечественная металлургия была «на коне» — мировые цены на сталь обеспечивали комбинатам приличные прибыли, а рынки сбыта поглощали почти весь товар. Так не могло продолжаться бесконечно. Ныне мировой рынок «железа» начал стагнировать, утягивая за собой отечественных производителей.

Причина спада тривиальна. По данным Минпромполитики, на конец 2004 года мировой выпуск стали на 14-15 млн. тонн превысил уровень ее потребления. Началась борьба за рынки, в ходе которой Украину почти полностью вытеснили из Китая. За пять месяцев 2005-го поставки в эту страну сократились на 76,1%, тогда как экспорт в другие регионы Юго-Восточной Азии упал на 5,5%.

Проблема — куда деть металл — все отчетливее подталкивает производителей развернуться лицом к доселе слабо освоенному отечественному рынку. Напомним, что более 80% производимой в Украине стали экспортируется.

При этом часто национальные потребители попросту не могли заказать на предприятиях необходимый металл, поскольку вся продукция требуемой номенклатуры отгружалась за рубеж. Ключевую роль в распределении товара играли размеры заявок, которые у зарубежных потребителей несравнимо более емкие. Так, периодические проблемы с каким-нибудь видом металла на внутреннем рынке регулярно стимулируют импорт недостающей продукции.

«Проблема внутреннего рынка в том, что национальные металлоторговцы разрознены. Если мы не поймем необходимость сплотиться, нас «сплотят» — места на отечественном рынке стали уже готовы захватить более подвижные иностранные трейдеры. В этом случае украинским металлургам будет отрезан путь к отступлению», — сообщил президент Украинской ассоциации металлоторговцев (УАМ) Андрей Федосеев.

По его словам, внутренний рынок потребления стали в стране непрозрачный и непрогнозируемый. Страна нуждается в металле для уверенно растущего строительного комплекса, автопрома и обновления устаревшей инфраструктуры. Но насколько вырастет спрос — неясно.

По прогнозам Минпромполитики, объем потребления металла в Украине в 2005 году может возрасти на 11,4% по сравнению с предыдущим, до 8,5 млн. тонн, при этом 7,7 млн. тонн будут украинскими. Чуть менее оптимистичны западные эксперты компании Arcelor, они ожидают ежегодного прироста в 4-5%.

Рост рынка, по словам его участников, во многом сдерживается неудовлетворительным уровнем отношений трейдеров с заводчанами. Мелкие (2-7 тыс. тонн продаж в месяц) и средние (7-10 тыс. тонн) торговцы жалуются, что не могут покупать сталь на заводах напрямую. Что между производителями и потребителями отсутствует общемировая практика заключения долгосрочных договоров. Что необходимо вносить 100-процентную предоплату за товар, а заказанную продукцию часто приходится ждать несколько недель, а то и месяцев.

Также среди отрицательных моментов эксперты называют низкое качество металлопродукции и непрозрачность тендеров.

Чтобы гармонизировать отношения производителей и потребителей, мелкие торговцы, объединенные в УАМ, намерены создать компанию-оператора оптовых закупок продукции. «Производитель обретет надежного долгосрочного партнера и гарантированные большие объемы продаж. Металлотрейдер получит доступ к большому ассортименту с минимальной наценкой», — считает Федосеев.

Предполагается, что участники создаваемой структуры будут подавать на меткомбинаты совместную заявку на приобретение проката, что должно увеличить интерес производителей к торговцам. По замыслу УАМ, компания-оператор сможет ежемесячно закупать на каждом предприятии от пяти до нескольких десятков тысяч тонн продукции в год и распределять ее среди участников объединения.

Крупные трейдеры — компании «Интерпайп» и «Леман» — положительно отозвались об инициативах УАМ и даже пообещали помочь в создании оператора. Есть и скептики.

«Чтобы наладить сотрудничество с украинскими производителями, нам пришлось затратить не один год работы и доказать эффективность своей деятельности и понимание рынка. Чтобы получить металлопродукцию, мы вносим значительные суммы предоплаты, что является одним из условий договоров с производителями. Если мелким трейдерам, входящим в ассоциацию УАМ, удастся объединить финансовые усилия и организовать грамотную структуру закупщика, это положительно скажется на развитии украинского рынка. Но есть большие сомнения, что у конкурирующих друг с другом трейдеров получится слаженно работать», — сообщила глава пресс-службы компании УГМК Светлана Кучер.

Наверх

Мероприятие

с 30 сентября, 2021 по 2 октября, 2021


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

ЗИЛАНТ КАЗАНЬ 2021 форум ломоперерабатывающей отрасли

Подробнее ...