Минэкономразвития России представил новую версию законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект направлен в общественные организации «Деловая Россия», «РСПП», а также в ТПП.

Законопроект расширяет практику применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой вариативной реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов. Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства.

С целью создания дополнительных стимулов для использования должниками реабилитационных механизмов законопроектом предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, но и заявления о введении реструктуризации долгов. Предусматриваются совершенствование очередности и возможность субординации требований кредиторов и обеспечения залогом требований по обязательным платежам, создание новых механизмов, касающихся корпоративных управляющих для отдельных категорий должников и спасения «бизнеса» должника в том числе посредством совершенствования инструментария замещения его активов.

Законопроект предусматривает реформирование отбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО АУ) и (или) арбитражных управляющих для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, изменяются обязательные требования к саморегулируемым организациям, порядок прохождения обучения, сдачи экзамена и стажировки арбитражных управляющих, предусматривается разделение должников и саморегулируемых организаций на группы в целях определения арбитражного управляющего для проведения процедур банкротства. Законопроектом предусмотрена балльная оценка и случайный выбор саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих. Для обеспечения функционирования системы случайного выбора саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих предусматривается создание Регистра арбитражных управляющих. В целях повышения мотивации арбитражных управляющих совершенствуется порядок расчета и выплаты вознаграждения.

Вместе с тем указанные новеллы поддерживаются не всеми предпринимателями. В частности, случайный характер отбора арбитражных управляющих хоть и способен в какой-то мере решить внутреннюю проблему СРО АУ, когда «особы приближенные» к руководству СРО отправляются на банкротство лакомых активов, однако это, во многом, будет сделано за счет качества оказываемых услуг. Дело в том, что существует специализация АУ (банкротство физических лиц, субъектов МСП, инфраструктурных предприятий, финансовых и промышленных организаций и пр.), которая предопределяет их уровень профессионализма при ведении тех или иных дел, связанных с несостоятельностью. Ряд представителей бизнеса, представляющего услуги арбитражных управляющих, предлагает ввести добровольность СРО. В рамках таких СРО проводилась бы предметная дифференциация в зависимости от специфических сфер банкротства, объединяя под своей крышей управляющих, желающих заниматься банкротствами определенного вида.

Законопроектом также предлагается изменение очередности требований кредиторов. Согласно законопроекту, очередность удовлетворения требований кредиторов будет обусловлена характером тех или иных обязательств, основываясь на котором требования включаются в соответствующую очередь удовлетворения с учетом их приоритетности. Так, например, расчеты с лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности, в том числе по его обратному требованию, производятся после расчетов с лицом, чьи требования не связаны с такой ответственностью. Именно поэтому требованиям, которые не связаны с наличием таких обстоятельств, законопроектом предлагается установить приоритетность.

В ходе конкурсного производства законопроектом предусматривается механизм предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности, при этом, в целях снижения расходов на проведение торгов, их ускорения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися, предусматриваются раскрытие сведений о формировании и реализации конкурсной массы в единой информационной системе о торгах, изменение в части определения начальной цены продажи имущества должников.

Вводится новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем, при отсутствии заявок, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение.

Вместе с тем, отдельные нюансы процедуры вызывают определенные вопросы. В частности, не ясно для каких целей вводится экспертиза отчета об оценке со стороны уполномоченного органа (то есть увеличивается бюрократизация процесса), предусматривается проведение новых, повторных (первых), (вторых) и (третьих) торгов, устанавливаются столь длительные сроки дачи предложений о цене (до 5 дней).

Законопроект существенно меняет и институциональную основу банкротных торгов. Предусматривается продажа имущества должника на электронных торговых площадках (ЭТП), отобранных для этого для целей госзакупок.

Это аннулирует возможность проводить торги операторами ЭТП, которые объединены в соответствующие саморегулируемые организации, работающие в этом сегменте с 2014 года. Таким образом, статуса операторов банкротных ЭТП могут лишиться более 800 компаний.

Единственным критерием пригодности оператора ЭТП для продажи банкротного имущества теперь становиться объем госзакупок, проведенный на площадке (постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. № 656 “О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки”). Такой подход вызывает непонимание и сожаление среди профессиональных участников банкротных процедур. Операторы ЭТП в сфере закупок, за редким исключением, не имеют опыта не только продаж банкротного имущества, но и в целом не приспособлены для продажи, так как и не организовывали соответствующие имущественные торги.

По мнению Русмет, продажа имущества не может быть автоматизирована, как госзакупки. Стандарт осмотрительности требует от покупателя ознакомления с активом. Это правило еще более актуально, когда речь идет о банкротстве и соответствующих активах. Это всегда проблемный актив, который просто так, вывесив на доске объявления (ЭТП), не реализуешь. Требуется активное участие в продаже организатора торгов, взаимодействующего с потенциальным покупателем, и соответствующий опыт, который был связан и подтверждался участием в СРО. Вера разработчиков Законопроекта в то, что ни разу непродававшие имущество ЭТП, вдруг придут и начнется эффективная продажа банкротных активов, несостоятельна.

Большинство операторов банкротных ЭТП представляют собой малый и средний бизнес (МСП), о котором в последнее время, особенно в условиях пандемии коронавируса так заботится государство. Кроме того, государство всячески старается выйти из сфер, в которых допустима самоорганизация бизнеса. ЭТП в сфере госзакупок напрямую контролируются со стороны государственных регуляторов, что означает обратный откат в сферу госрегулирования и контроля по ним. Так как ЭТП в сфере госзакупок не было свойственно саморегулирование, то законопроект вызовет введение дополнительных административных требований и соответственно увеличение контролирующего штата чиновников, занимающихся проверкой деятельности таких ЭТП в разрезе продаж банкротных активов.

Законопроект упрощает порядок продажи особых категорий имущества должника (объектов культурного наследия, социально значимых объектов, имущества международного фонда). Это должно вызывать сокращение сроков проведения ликвидационной процедуры.

Законопроект предусматривает наделение арбитражных управляющих полномочиями в части установления требований кредиторов к должнику в реестре требований кредиторов должника и рассмотрение вопросов об их обоснованности.

Вступление в силу законопроекта предусмотрено по истечении 1 года со дня его официального опубликования, что по идее должно дать возможность перестроиться для использования новых процедур.

С полным текстом законопроекта вы можете ознакомиться ниже.

Русмет будет следить за ситуацией, связанной с прохождением и принятием законопроекта.

pdfВх.40 от 15.01.2021 г. О направлении проекта федерального закона (ФЗ О несостоятельности (банкротстве))

/Зеленин Андрей, РА Русмет, 21.01.2021/