Как стало известно “Ведомостям”, министр путей сообщения Геннадий Фадеев предлагает отложить еще на год реформу МПС и сформировать ОАО “РЖД” не в этом году, а в конце 2003 г. К тому времени, как полагает министр, можно урегулировать долги отрасли, а правительство успеет внести необходимые законопроекты. Впрочем, премьер Михаил Касьянов о планах Фадеева пока ничего не знает – он ждет от министра объяснений и говорит, что законопроекты могут оказаться в Думе еще до конца недели.

Согласно утвержденной в прошлом году концепции реформирования МПС, компания “ОАО “РЖД” должна быть создана на базе имущества отрасли в IV квартале 2002 г. Однако выполнение плана уже под угрозой срыва, ведь пакет законопроектов по железнодорожной реформе до сих пор лежит в аппарате правительства, хотя по плану кабинет должен был внести его в Думу еще в декабре.

До самого последнего времени силовые ведомства отказывались визировать законопроекты. Милиционеры не хотят отказываться от бесплатного проезда в поездах, и МПС пришлось с этим смириться. А ФСБ настояло на законодательном закреплении неприкосновенности инфраструктуры ОАО “РЖД”, отпустив в коммерческий оборот около 10% имущества отрасли.

Однако и этот консервативный вариант преобразований может быть не реализован в срок. На 3 апреля намечена коллегия МПС, главным вопросом которой будет ход реформирования отрасли. Анонсируя в середине марта это событие перед работниками Горьковской дороги, Фадеев публично усомнился в том, что темп реформы удастся выдержать. “На коллегии мы уточним сроки и принципиальные вопросы реформы. В таких серьезных проблемах спешка – плохой союзник”, – заявил министр. Схожими сомнениями две недели назад Фадеев поделился с членами Торгово-промышленной палаты.

Получить комментарий у министра вчера не удалось. Но “Ведомостям” стали известны причины, по которым Фадеев выступает за перенос сроков создания инфраструктурной компании. В ходе подготовки к коллегии в профильные департаменты МПС были разосланы протоколы рабочих совещаний, в которых руководство министерства сформулировало, почему надо перенести формирование ОАО “РЖД” на год – до конца 2003 г. Содержание протокола “Ведомостям” пересказал один из адресатов, просивший не указывать его имени. Речь идет о том, что у министерства масса текущих проблем. Во-первых, на неопределенный срок отложен второй этап унификации грузовых тарифов, который намечался на март. Во-вторых, по прогнозу министра, чистый убыток предприятий МПС в этом году составит 26 млрд руб. Это значит, что железнодорожникам будет трудно урегулировать свою кредиторскую задолженность до начала следующего года, как предписано программой реформирования МПС. К тому же большинство дорог до сих пор не реструктурировали свои просроченные задолженности перед региональными бюджетами, хотя федеральный бюджет дал МПС рассрочку на 10 лет. По оценке Минэкономразвития, эти долги составляют более 20 млрд руб. И, наконец, глава МПС сетует, что правительство никак не внесет в Думу пакет законов.

Между тем российский премьер пока ничего не слышал о планах Фадеева. “Если со стороны МПС будут инициативы отложить реформирование, мне было бы интересно послушать обоснования, – сказал “Ведомостям” Касьянов. – Правительство может внести в Госдуму пакет по реформе уже в марте”.

А директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что реформу можно не задерживать, просто вычеркнув из ее плана первый этап – создание ОАО “РЖД”. “Реформу надо не тормозить, а ускорять, создавая после инвентаризации отрасли не общий котел, а сразу отдельные компании, сформированные по видам деятельности, – говорит эксперт. – А решение проблемы задолженности не имеет большого отношения к реформе, ведь долги ГУПов можно механически перенести на новые компании с новой формой собственности. А при чем здесь унификация, я вообще не понимаю”. Последняя мера, впрочем, действительно вписана в план предварительного этапа реформы. Однако правительство вправе и изъять ее.