Минпромторг на фоне растущих цен на металл предложил повысить пошлины на вывоз лома черных металлов до €90 за тонну. Об этом заявил замглавы ведомства Виктор Евтухов на «круглом столе» в Совете Федерации.

На рынке наблюдается рост цен на металл, и, по прогнозу ведомства, они не пойдут вниз, поскольку Китай наращивает объемы потребления, Индия — второй крупнейший в мире производитель — «попала в пандемию» и «только за один месяц сократила объем производства на 20%», а Европа до конца не восстановилась, пояснил Евтухов.

«Ни одна страна при этом не отменила меры» против России. По его словам, всего зарубежные страны ввели против российских производителей и их продукции 47 ограничений, и их число может вырасти.

Чтобы стабилизировать ситуацию, в Минпромторге предложили повысить экспортную пошлину на лом черных металлов. Другие меры, такие как введение обратного акциза, применение плавающей пошлины или субсидий, в ведомстве не рассматривают, поскольку в металлургическом секторе «это работать не может». «Соответственно, мы налог сейчас на лом предложили и будем вводить до €90 — было €45, сейчас €90. Мы будем это рассматривать как ограничительную меру и будем предлагать вводить ограничения по ввозу продукции на страны в том числе Европейского союза», — пообещал замминистра.

С января этого года и до июля власти повысили пошлину на экспорт лома черных металлов. Ее размер составил 5%, но не менее €45 за тонну. До этого было 5%, но не менее €5 за тонну.

За повышение экспортных пошлин на лом выступал Фонд развития трубной промышленности, который объединяет крупнейших производителей труб. В качестве причины в нем назвали нехватку лома. В то же время директор ассоциации ломозаготовителей «Руслом.ком» Виктор Ковшевный заявил РБК, что отечественные металлургические заводы сократили закупки лома по другой причине. По его мнению, это связано с падением спроса.

По оценкам Ковшевного, в России ежегодно образуется минимум 45 млн т лома, еще около 250 млн т лома черных металлов находится на несанкционированных свалках. «При внутреннем потреблении в 2020 году 20 млн т и ломообразовании в 45 млн т очевидно, что говорить о дефиците лома непрофессионально. Правильно говорить о проблемах в логистике лома с учетом неоднородного развития дорожной инфраструктуры», — уверен он.

За первые три месяца действия повышенной пошлины ее специфическая составляющая выросла в девять раз, однако сам экспорт упал в четыре раза, что за февраль—апрель привело к выпадающему доходу из российского бюджета на 1,4 млрд руб. в виде таможенных платежей на 799 млн руб. и налогов на сумму 602 млн руб., сообщили РБК в ассоциации ломосборщиков «Руслом.ком». Также нужно учитывать выпадающий доход российских морских портов на 570–670 млн руб. за счет снижения объема перевалки лома на 602 тыс. т.

«Пошлины привели к сокращению валютной выручки России на 16,5 млрд руб. ($59,9 млн — в феврале, $122,1 млн — в марте и $37,4 млн — в апреле) — это реальное сокращение ВВП России, с учетом того, что сопоставимого роста производства стальной арматуры не произошло, уровень ее производства не превышает показатели 2020 года», — отметили в «Руслом.ком».

Источник: «РосБизнесКонсалтинг»