/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ После пика подъема, достигнутого в середине января, рыночные цены на стальную продукцию в Китае пошли вниз. Этому способствовали сразу несколько негативных факторов. Прежде всего, морозы и снегопады, буквально, «заморозили» национальную строительную отрасль, вызвав снижение спроса на арматуру. Приближение Нового года по китайскому календарю (14 февраля) также спровоцировало падение деловой активности, поскольку многие рабочие, занятые на стройках и фабриках, перед праздником возвращаются в свои деревни к семьям и родственникам. Наконец, перед праздничной паузой, которая продлится около двух недель, потребители стальной продукции приостановили закупки, чтобы избежать дальнейшего накопления излишних запасов, а дистрибуторы, наоборот, стали форсировать продажи, дабы пополнить свои резервы наличных средств и немного разгрузить переполненные склады.


Следствием воздействия всех этих факторов стало понижение среднего уровня цен на коммерческие горячекатаные рулоны и арматуру HRB335 в восточных провинциях до менее 3750 юаней ($549) за т с металлобазы. Примерно, на $15-20 за т уменьшились и экспортные котировки китайских компаний. В конце января сообщалось о предложениях китайского горячего проката в Индию по $565-575 за т CFR и во Вьетнам и страны Персидского залива, примерно, по $580 за т CFR. Стоимость толстолистовой стали сократилась до $550-560 за т FOB, а холоднокатаных рулонов – до около $680 за т FOB.


Впрочем, сами китайцы считают это отступление кратковременным явлением. Большинство национальных производителей стали по-прежнему ориентируются на внутренний рынок и ожидают расширения спроса на их продукцию и роста цен на нее сразу же после новогодних праздников. На Shanghai Futures Exchange трехмесячные котировки на арматуру стабильно превышают 4100 юаней ($600) за т, а некоторые аналитики предсказывают на март подорожание горячего проката до 4000 юаней ($586) за т.


Основания для таких прогнозов, бесспорно, есть. Китайская экономика демонстрирует высокие темпы роста, а правительство несмотря на очевидные проблемы в финансовой сфере пока не намерено отказываться от политики стимулирования внутреннего спроса и поддержки национальных производителей посредством государственных инвестиций и банковских кредитов. Правда, специалисты отмечают, что в этом году уровень поддержки строительной отрасли будет несколько ниже, но в прошлом году в эту отрасль уже были вложены огромные средства и начаты многочисленные проекты, которые, так сказать, уже набрали определенную инерцию и продолжат потреблять большие объемы стальной продукции.


В секторе плоского проката роль «локомотива» должна сыграть автомобилестроительная отрасль. Специалисты китайского Министерства торговли предсказывают, что в 2010 году в стране будет произведено 15 млн. автомобилей против около 12 млн. в 2009-том. Кроме того, в текущем году будет продолжаться действие государственных программ по поддержке промышленности и стимулированию внутреннего спроса на бытовую технику.


Правда, ожидания всеобщего подъема могут сыграть с участниками рынка злую шутку, как это произошло в прошлом году. Тогда китайские металлурги также ждали подъема, наращивали выпуск продукции, а все обернулось перепроизводством и обвалом, от которого рынок смог оправиться только в апреле. Между тем, тогда складские запасы стальной продукции в дистрибуционной системе были почти вдвое меньше, чем сейчас.


Однако сейчас китайские сталелитейные компании уже не могут позволить себе значительного отступления. По оценкам аналитиков, многие производители сейчас продают свою продукцию фактически по себестоимости, поскольку используют для выплавки стали железную руду и металлолом, приобретенные по рекордно высоким январским ценам. Не удивительно, что все ведущие производители лишь незначительно изменили свои январские котировки, причем, некоторые даже немного повысили отпускные цены. Соответственно и дистрибуторам приходится высоко «держать планку».


Судя по всему, в ближайшие десять дней, оставшиеся до праздников, цены на стальную продукцию на китайском рынке будут относительно стабильными, а деловая активность будет понемногу уменьшаться. Ближе к концу февраля, после возвращения продавцов и покупателей на рынок, последует скачок цен, который, впрочем, может оказаться и недостаточно обоснованным. Но, так или иначе, резкое падение цен на китайский прокат, сопровождающийся ростом зарубежных продаж, выглядит в настоящее время маловероятным.


 


Средние рыночные цены на стальную продукцию в восточных провинциях Китая, юаней за т с металлобазы ($1 = 6,83 юаня)