«Укрзализныця» настаивает, металлурги – против
Федерация
металлургов Украины вторично обратилась к руководству страны с просьбой
пресечь необоснованные попытки «Укрзализныци» в очередной раз поднять
тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. По мнению аналитиков, при
нынешней политической конъюнктуре требования металлургов могут быть удовлетворены.
На
днях Федерация металлургов Украины (ФМУ) обратилась с открытым письмом
к первому вице-премьер-министру Украины Николаю Азарову, министру
промышленной политики Украины Анатолию Головко и министру экономики
Украины Анатолию Кинаху, вызваннымх
очередной попыткой Минтрансвязи и Госадминистрации железнодорожного
транспорта «Укрзализныця» повысить тарифы на перевозку грузов
железнодорожным транспортом без достаточного экономического обоснования
и вопреки убедительной аргументации ряда сторон нецелесообразности
такого шага.
Минтранссвязи
и «Укрзализныця» планировали повысить тарифы на перевозки грузов
железнодорожным транспортом на 19-42% уже с 1 января 2007. Тем не
менее, общее сопротивление подобным мерам (при весьма шатких резонах их
инициаторов) на оказалось вполне достаточным, чтобы, по крайней мере,
отсрочить их принятие. Уже в феврале ФМУ подготовила ряд требований
правительству, выполнение которых могло бы навсегда положить конец
произвольному и непрозрачному росту тарифов на грузовые перевозки в
Украине.
Речь
шла, в первую очередь, о создании независимого регулирующего органа в
транспортной отрасли (аналогичного Национальной комиссии регулирования
энергетики Украины), а именно – Национальной комиссии по вопросам
регуляции тарифов на транспорте. Кроме того, металлурги в союзе с
Антимонопольным комитетом ходатайствовали о выработке экономически
выверенного механизма формирования тарифов. Как известно, подобное
реформирование деятельности «Укрзализныци» необходимо именно потому,
что на сегодня она соединяет в себе функции как субъекта
хозяйствования, так и органа управления. Иными словами, она сама для
себя создает правила и меняет их, в случае, если оные ее перестают
удовлетворять.
Тем
не менее, правительство никак на эти предложения не отреагировало, и
воодушевленное Минтранссвязи вскоре подготовило новый проект приказа о
введении с 1 марта нынешнего года коэффициентов к Сборнику тарифов на
перевозку грузов железнодорожным транспортом, которые ежемесячно будут
расти на 2-3%. Как указано в тексте приказа, эта постоянная и
незначительная индексация «ликвидирует непредсказуемость тарифной
политики для потребителей услуг «Укрзализныци»». Однако видимая
незначительность ценовых надбавок никого не ввела в заблуждение,
поскольку то, что эти ежемесячные 2-3% по итогам года дадут рост
стоимости грузовых ж/д перевозок примерно на 30%, совершенно очевидно
для самого неискушенного потребителя.
Вслед
за этим во время «горячей линии» в начале марта первый заместитель
министра транспорта и связи Владимир Корниенко заявил, что
«железнодорожные тарифы на грузоперевозки в этом году не превысят
индекса роста оптовых рыночных цен». По подсчетам «Укрзализныци»
таковой составил как раз столько, сколько ею самой изначально и
планировалось – свыше 30%. Так что «необходимое и существенное», по
словам г-на Корниенко, повышение тарифов должно в свете этой статистики
«всего» на 24-30% выглядеть для потребителей чуть ли не благом.
На
это в середине марта последовало заявление первого заместителя министра
промышленной политики Дмитрия Колесникова о том, что «Министерство
промышленной политики Украины не допустит непрозрачного и
необоснованного повышения железнодорожных тарифов на грузовые
перевозки». Из чего следует, что хотя конфликт между «Укрзализныцей» и
ее основными потребителями и развивается по прежней схеме, начиная с
нынешнего года постановка проблемы радикально изменилась. Речь уже не
идет о возражениях в духе «сколько можно» и «где положенные услуги». На
сегодня потребители желают нормальных рыночных механизмов, то есть
отсутствия монопольного диктата и наличия как экономической
обоснованности, так и прозрачности. В частности, по словам г-на
Колесникова, новые расчеты «Укрзализныци» будут непременно подвергнуты
анализу не только специалистами Минпромполитики, но и экспертами со
стороны потребителей.
Однако
уже сейчас Федерация металлургов выразила изрядные сомнения в резонах,
представленных Минтранссвязи. В частности, по оценкам Федерации,
приведенные Минтранссвязи данные о росте цен в 2006 году на
использованные материалы, сырье и топливно-энергетические ресурсы, а
также о размерах индекса цен производителей металлургической
промышленности и обработки металла за январь 2001/январь 2007 годов «не
отвечают действительности». Недоверие со стороны ФМУ вызвали и данные
«Укрзализныци» о среднем уровне рентабельности, который якобы в 2006
году составил только 4,02%, при задекларированной убыточности
пассажирских перевозок и рентабельности грузовых в 2005 году свыше 40%.
Впрочем, как бы то ни было, но речь идет о данных самой «Укрзализныци», которая, как известно, и хозяйствует и управлеет. А как обстоят дела на самом деле – не знает никто.
Итак,
в своем нынешнем – повторном – обращении ФМУ настаивает на том, что для
введения в действие экономически корректного механизма формирования
тарифов «Укрзализныця» должна быть лишена функций органа управления,
которые, соответственно, следует передать независимому органу –
Национальной межведомственной комиссии по вопросам регуляции тарифов на
транспорте. Более того, металлурги требуют установить критерии
обоснованности повышения цен на перевозки грузов и наложить запрет на
все несоответствующие им меры.
Несмотря
на то, что правительство до сих пор никоим образом не взяло на себя
роль арбитра в этой войне «за порядок» в транспортной отрасли,
аналитики считают, что лобби металлургов в правящей коалиции вполне
могло бы внести весомый вклад в этот процесс. Одним словом, на сей раз,
требования потребителей вполне могут быть удовлетворены.