Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

Мы используем куки (cookie) на сайте.

Новости

Промышленные новости

Проблемы развития российско-китайского рынка черной металлургии 

В ожидании встречи Президента РФ Д.Медведева и Председателя КНР Ху Цзиньтао на заседании 20-ки в Лондоне 1 апреля 2009 г для двух государств особое значение в условиях углубления мирового финансово-экономического кризиса приобрел поиск конкретных путей активизации сближения и взаимовыгодного сотрудничества. В том числе, как подчеркнули в ходе мартовских переговоров в Пекине глава Министерства экономического развития РФ Э.Набиулина и вице-премьер А.Жуков, растет важность совместного расширения рынка черной металлургии, а также участия китайских инвестиций и рабочей силы в проектах на территории РФ.


В частности, такое сотрудничество могло бы способствовать привлечению инвестиций Китая в освоение месторождений руд черных металлов, производство продукции для автомобиле- и машиностроения, что также обеспечит выход российских компаний, как считает Э.Набиуллина, на рынок КНР. При этом многие отраслевые специалисты подчеркивают необходимость согласования и совместной реализации планов развития черной металлургии, прежде всего, приграничных субъектов двух стран, что позволит создать новые рабочие места, развивать инфраструктурные проекты, выпускать новый прибавочный продукт и ликвидировать дисбаланс между отдаленными регионами и центром.


Китайская сторона ждет от нас реальных шагов для геополитического и экономического сближения, позволяющих обеспечить увеличение потока товарообмена. При этом Китай давно готов вложить часть своего огромного потенциала как в реализацию инвестиционных проектов металлургии РФ, так и в расширение трансграничной транспортной инфраструктуры. Именно поэтому 1 апреля 2009 г полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе /ДФО/ О.Сафонов заявил: “В условиях мирового финансового кризиса регионам Дальнего Востока необходимо укреплять торгово-экономические отношения с приграничными регионами сопредельных государств”. Для чего планируется сформировать “Координационный совет при полномочном представителе Президента Российской Федерации в ДФО по вопросам международного сотрудничества”. В него войдут руководители субъектов федерации, сотрудники аппарата полпреда и представители заинтересованных федеральных органов власти.


Попробуем оценить особенности состояния регионального производства черной металлургии и определить основные направления перспектив российско-китайского сотрудничества на примере субъектов КНР /Синьцзян-Уйгурский административный район /АР/, АР Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян и Цзилинь/, соседствующих с российскими Сибирским федеральным округом /СФО/ и ДФО. Отметим, что соотношение показателей горнодобывающих и сталелитейных производств складывается явно не в пользу россиян…


Добыча/производство, кг на душу населения. По данным статистических ведомств правительств КНР и РФ, 2009 г:











































 


железная руда


сталь


Приграничные провинции КНР, ВСЕГО


669.54


650.71


СУАР


2681.55


649.12


АРВМ


461.81


1856.02


Хэйлунцзян


8.97


254.56


Цзилинь


253.96


112.91


Соседние ФО России, ВСЕГО


269.51


367.28


СФО


358.91


443.81


ДФО


0.00


136.59


Соотношение производства железной руды в соседних субъектах Китая и России на душу населения по итогам 2007 г составляет 2,48/1. По производству стали соотношение – 1,77/1.


В частности, соседи почти в 2,5 раза превосходят нас в добыче железной руды и в 2 раза – по выплавке стали на душу населения. Причем, самым слабым по данному показателю среди российских субъектов является ДФО, где промышленная добыча железной руды пока не ведется, а выплавка стали на душу населения /причем пока только из лома/ почти вдвое ниже, чем в соседней провинции Хэйлунцзян, или почти в 5 раз меньше, чем аналогичный показатель четырех соседних субъектов КНР в целом. Правда, российские территории значительно выигрывают по качеству железной руды, что очень привлекает китайских металлургов и инвесторов. Кстати, в январе-феврале этого года товарооборот между провинцией Хэйлунцзян и Россией сократился на 430 млн долл по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поэтому руководство провинции 1 апреля с.г. выразило намерение “отдать приоритет освоению и использованию ресурсов Дальнего Востока России, а также содействию сотрудничеству в области энергетики, недвижимости и поставок сырьевых материалов”.


С учетом данных факторов современный этап сближения и сотрудничества двух государств на паритетной основе должен содействовать, в первую очередь, началу масштабной добычи железной руды на Дальнем Востоке РФ и, во вторую очередь – созданию здесь высокотехнологичного производства высококачественной стали.


Напомним, что идея создания в ДФО собственного комбината по выплавке стали из местного сырья появилась еще в 70-х годах прошлого века, но… В начале 2009 г необходимость создания меткомбината на Дальнем Востоке вновь подчеркнул полпред О.Сафонов, а в марте важным шагом в данном направлении стали договоренности президента Якутии В.Штырова и губернатора Амурской области О.Кожемяко о координации планов добычи сырья для черной металлургии и расширения ее межрегиональной инфраструктуры. Ведь металлургический комбинат жизненно необходим всему Дальнему Востоку как гарант поставок стальной продукции для регионального промышленного, транспортного и жилищного строительства, для создания новых рабочих мест, а также преодоления социально-экономической отсталости региона. Реализовать данный проект можно только общими усилиями, перейдя от долгих разговоров к делу. И, наконец, он просто необходим для авторитетного и уверенного сближения с Китаем, которое в полной мере соответствовало бы интересам национальной безопасности РФ.


Может быть, современное состояние российско-китайских отношений и стремление двух государств сообща решить проблемы кризиса как никогда обеспечивают оптимальные условия для обоюдовыгодного сотрудничества? Ведь лидер мирового стального производства – Китай – продолжает бурное развитие, испытывая дефицит сырья для национальной черной металлургии и располагая огромным инвестиционным потенциалом. Кроме того, сотрудничество с РФ также позволит нарастить потенциал черной металлургии четырех соседних китайских провинций, особенно Хэйлунцзян и Цзилинь – именно они входят в группу регионов КНР, отстающих по выпуску стали на душу населения из-за дефицита здесь сырья. Поэтому сюда, в первую очередь, могут быть поставлены излишки железорудного сырья /ЖРС/ из Приамурья и Якутии или продукты более высокой степени переработки – прямовосстановленное железо /DRI/, а затем и конкурентоспособные марки стали.


Вторым проблемным моментом для взаимовыгодного сотрудничества двух стран на рынке черной металлургии является неразвитая система трансграничных переходов. Если их общая плотность на российских границах составляет один пункт пропуска на 112 км /одна из самых низких в мире/, то на границе с провинцией Хэйлунцзян – один на 180 км. Соотношение по железнодорожным пунктам пропуска совсем печально: общая плотность на российских границах – один на 704 км; на границе с Хэйлунцзян – один /Пограничный – Суйфэньхэ/ на 3045 км.


И особенно неприглядно выглядит ситуация с мостами через Амур /длина реки 2824 км/, вдоль которого проходит почти 3 тыс км российско-китайской границы: ни одного трансграничного железнодорожного перехода. Для сравнения: плотность мостов через Москву-реку /длина 502 км/ составляет один мост на 10 км. А внутри Китая, где уже имеется 500 тыс мостов, ежегодно начинается строительство еще 10 тыс мостов.


Конечно, такое количество трансграничных переходов не только не обеспечивает паритетный и взаимовыгодный обмен России и Китая необходимой продукцией, но и препятствует геополитическому и экономическому сближению двух государств. Напомним, что еще в 1998 г был создан российско-китайский координационный совет по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству, к задачам которого относятся, в том числе, развитие транспортной инфраструктуры в приграничье. Тем не менее, ее реальное состояние пока практически не позволяет развивать экономические связи РФ и КНР, в частности, на рынке черной металлургии. Поэтому в период кризиса так важны любые наработки создания новых мостов в Китай, особенно железнодорожных. А еще более важна консолидация усилий двух государств и бизнеса, позволяющая перейти от слов к делу. Только в случае наличия нескольких транспортных артерий может идти речь о диверсификации системы поставок продукции добывающих и обрабатывающих отраслей черной металлургии двух стран, в том числе необходимо и всемерное развитие наших портов – но это уже тема для следующей статьи.


Юрий Кириллов,SOGRA.

Related posts

© 2008–2020 Рейтинговое Агентство "Русмет"
119180, Москва, 2-й Казачий пер. д.11 стр.1, Тел./факс: +7 (495) 980-06-08
Электронное периодическое издание «Русмет» (Rusmet) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 17 декабря 2019 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77–77329