/Rusmet.ru, Ковшевный Виктор/ 29-30 января 2013 в Вене, по инициативе Торгового представительства РФ в Австрии и Международного института трансфера инноваций «МИТИ», при поддержке Rusmet.ru  была проведена международная конференция «Трансфер инноваций «Россия – Евросоюз».


 



 


1. Вступление. Инновации и «Realpolitik»    


            В современной экономике актуальной становится «Реальная политика» – «Realpolitik» (Л. фон Роше, 1853 г.). Она исходит из прагматических соображений, а не идеологических. В годы взаимодействия между Востоком и Западом идеология отошла на второй план, ее место заняла прагматика, а сегодня на первый план вышла борьба с кризисом.


            Инновации тесно связаны с притоком иностранных инвестиций и затрагивают национальные интересы любой страны. В качестве подтверждающего примера хочется привести состав сугубо экономического комитета в ведущей экономике мира. Комитет по иностранным инвестициям в США регулирует приток инвестиций в страну. В его состав наряду с четырьмя экономическими министрами в докризисный период также входили: министр обороны, министр национальной безопасности, генеральный прокурор, директор национальной разведки, государственный секретарь.


 


            2. Кратко о конференции


            В работе конференции приняли участие представители Австрийских органов власти, торговых представительств РФ в европейских странах, международных организаций и проектов, предприятий и автономий, общественных  и научных организаций, а также руководители более 30 ВУЗов Российской Федерации и Австрии.


            Первая часть конференции прошла в центре поддержки инноваций при торговом представительстве Российской Федерации в Австрийской Республике. Мероприятие открыли Торговый представитель РФ в Австрийской Республике Стеценко Юрий Петрович и заместитель министра транспорта, инноваций и технологий Австрии Андреас Райхардт. Были рассмотрены вопросы современного состояния и перспектив развития инновационной деятельности и трансфера технологий между Российской Федерацией и странами Европейского союза. Особое внимание уделили интересному факту: в Австрии в средних общеобразовательных школах введено обязательное изучение русского языка. Модератор конференции, ректор Южно-Уральского государственного университета Шестаков Александр Леонидович, строго следовал регламенту мероприятия, который был предельно насыщенным. Участники конференции поделились своим опытом в сфере создания инновационных структур, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, трансфера инноваций и технологий, а так же рассказали о своих перспективах развития на европейском рынке.  В рамках конференции было проведено пять сессий. Докладчики:


            Торговый представитель РФ в Австрийской Республике Стеценко Юрий Петрович: «Торговое представительство РФ в Австрии – стратегический партнер университетов и фирм в трансфере инноваций»;


            Представитель Организации Объединённых Наций по промышленному развитию «ЮНИДО» Кожарнович Владимир Адольфович: «Участие ЮНИДО в международном трансфере технологий»;


            Ректор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Кокшаров Виктор Анатольевич: «Трансфер знаний и инноваций на базе федеральных университетов в России»;


            Ректор Южно-Уральского государственного университета Шестаков Александр Леонидович: «Опыт Южно-Уральского государственного университета в развитии инжиниринга и трансфера технологий»;


            Ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Гришин Виктор Иванович: «Опыт международного взаимодействия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в ходе экономических реформ России на путях его инновационного развития»;


            Почетный Президент Российского государственного социального университета, академик РАН, Жуков Василий Иванович: «Инновационно-внедренческий потенциал РГСУ: возможности и перспективы»


            Первый проректор, проректор по научной работе Волгоградского государственного технического университета, член-корреспондент РАН Лысак Владимир Ильич: «Инновационное развитие научных исследований в Волгоградском государственном техническом университете и направления их коммерциализации»;


            Генеральный директор компании «Русмет» Ковшевный Виктор Викторович: «ЕС-Россия: программа по обмену опытом в области инноваций. Отраслевой подход»;


            Директор НИИ материалов и технологий Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, профессор Толочко Олег Викторович: ”Инновационный опыт Санкт-Петербургского государственного политехнического университета”;


            Профессор, проректор по науке и инновациям НИТУ «МИСиС» Филонов Михаил Рудольфович: «Инновационные разработки НИТУ «МИСиС»;


            Первый заместитель Генерального директора ВНИИМЕТМАШ, Вице-президент Международного союза производителей металлургического оборудования «МЕТАЛЛУРГМАШ», профессор Сивак Борис Александрович: «Опыт ВНИИМЕТМАШ в создании металлургического оборудования и трансфере технологий»;


            Академик РАЕН, проф.,д.э.н., заместитель директора Института энергетических исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН), действительный государственный советник РФ III кл. Плакиткин Юрий Анатольевич: «Мировое инновационно-технологическое развитие и его влияние на вектор развития глобальной энергетики»;


            Заведующая лабораторией научных основ развития и регулирования угольной промышленности Института энергетических исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН), к.т.н. Плакиткина Людмила Семеновна: «Стратегия инновационных решений, реализуемых в угольной промышленности России»;


            Проректор по стратегическому развитию РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, проф., д.х.н. Силин Михаил Александрович, Проректор по учебной работе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, доктор социологических наук, профессор Филатова Марина Николаевна: «Опыт коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина»;


            Директор представительства японской фирмы «Interactive Corporation» в г. Москве Иванов Сергей Анатольевич: «Инновационные технологии получения наноматериалов и способы их исследования»;


            Директор научно-образовательного центра «Наноматериалы и нанотехнологии», зав. кафедрой «Судебная экспертиза и физическое материаловедение» Волгоградского государственного университета, проф., д.т.н. Запороцкова Ирина Владимировна:  «Инновационные разработки ВГУ – предложения, кооперация, трансфер технологий»;


            Проректор по учебно-воспитательной работе Волгоградского государственного университета Юдина Таисия Васильевна: «ВГУ — центр передовой науки и технологий»;


            Директор Центра разработки и внедрения технологий управления ОАО «НПО РусБИТех» Кукареко Владимир Федорович: «Опыт ОАО «НПО РусБИТех» в информатизации образовательного процесса Российской таможенной академии»;


            Директор института систем управления Самарского государственного экономического университета, директор программы BABS, д.п.н., профессор Печерская Эвелина Павловна: «Опыт подготовки инноваторов в Самарской области»;


            Директор Института Экотехнологий и Инжиниринга НИТУ «МИСиС» Травянов Андрей Яковлевич: «Интеграция науки и образования — международный и российский опыт НИТУ «МИСиС»;


            Главный управляющий направления MBA Международной школы бизнеса Австрии IBSA Клаус Керстен: «Профессональная подготовка и переподготовка как средство снижения уровня безработицы среди молодежи»


            Директор НИИ материалов и технологий СПбГПУ, профессор Толочко Олег Викторович: «Опыт и перспективы сотрудничества между СПбГПУ и организаций ЕС»


            Начальник управления научной и инновационной деятельности Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, Кузамышев Валерий Мусович: «Опыт коммерциализации объектов интеллектуальной собственности


в Кабардино-Балкарском государственном университете»


            Ректор Экономико-Энергетического института Петраков Валерий Сергеевич: «О работе экономико-энергетического института с корпоративными партнерами по подготовке специалистов для энергетической отрасли Москвы и Московской области»


            Вторая часть конференции продолжилась в стенах Венского государственного университета. Уже на первых ступеньках в Университет чувствуется большая история и дух множества известных выпускников, среди которых есть Нобелевские лауреаты по всему спектру наук. Встретил российскую делегацию лично ректор, профессор Хайнц Энгль.


            Особое место в программе заняли и другие выездные круглые столы, деловые встречи и переговоры с такими учебными заведениями и организациями как: Венский технический университет, Технический университет (г. Грац), Адвокатское бюро “Lansky, Ganzger + partner”, Международная компания Magna Steyr, Международная компания AVL Advanced Simulation Technologies. Везде российскую делегацию встречали на высшем уровне первые лица.


 


            3. Один из главных выводов конференции. Авторский взгляд.


            Национальная экономика России имеет реальные шансы войти в пятерку ведущих экономик мира. Но амбициозные задачи требуют срочного вмешательства со стороны исполнительной власти: нужны рациональные и объективные подходы к оценке экономического состояния социальных систем и государств и уровня их инновационного развития. Некоторые нарочито запутывают эти вопросы политическими или националистическими штампами. Им не нужна ясность. Так легче обманывать народы своих или чужих стран, являющихся конкурентами. Предлагается рассмотреть тему инноваций не с точки зрения последних достижений,  а с точки зрения проблем, которые имеют системный характер и относятся ко многим странам, а значит, должны иметь и системные решения.


           


            3.1. Пять групп          


            Инновации являются необходимым элементами развития человеческой цивилизации. Выделим выделить 5 социальных групп, которые каждый день осознанно (или неосознанно) отвечают на вопрос, что является инновационным, а что нет, и в зависимости от этого ответа предпринимают дальнейшие действия. Что это за группы, и какие вопросы?


1-я группа. Государство, сообщество политиков и представителей исполнительной власти: что нового предложить избирателям?


2-я группа. Бизнес, сообщество предпринимателей: что сделать нового, чтобы заработать дополнительную прибыль и сохранить устойчивость?


3-я группа. Финансовая, валютная и денежная системы, сообщество финансистов: где найти новые финансовые рынки, куда можно вложить деньги?


4-я группа. Наука и образование, сообщество ученых и экспертов: какой новой темой начать заниматься, за которую дадут деньги? Правильнее было бы сказать про вложение в научную тему денег, но психология сообщества именно такая: “за что дадут”.


5-я группа. Общество граждан, которое воспитывается как сообщество потребителей: какой новый телефон купить, чтобы он был более модный или удобный?


 


            3.2. Где другие группы?


            Можно поспорить с предлагаемым разделением на группы. И спросить, а где культура и сообщество писателей и художников, где религия и сообщество священнослужителей? А где тот же Гринпис и подобные ему организации? Или сообщество антиглобалистов, которые могут устроить большие проблемы с местом проведения встречи очередной двадцатки? Конечно, все они есть. Так же , как есть и большая группа людей, которым “все до лампочки” – им всегда все равно, что вокруг них, и они живут в соответствии с навязываемыми им условиями со стороны остальных. Но все эти группы не играют значимой роли в определении будущих инноваций, если мы говорим про 2013-й год. Почему? Потому что в созданном обществе потребителей писатели и священнослужители не влияют на сознание большинства людей, а организации экологов часто выполняют заказы крупного бизнеса или политиков.


 


            3.4. Броуновское движение


            Каждая социальная группа живет в своем кругу, как будто остальных групп не существует. Не стоит всерьез принимать во внимание действия, направленные на свое выживание или процветание, когда политики вспоминают о благополучии народа, или когда бизнес всерьез говорит про социальную ответственность, а простые граждане, вдруг, вспоминают, что они налогоплательщики и поэтому имеют право голоса, или наоборот, вспоминают про государство, которое ответственно за их состояние здоровья. В каждом из сообществ наблюдается разобщенность, несвязанность действий, отсутствие понятных перcпектив развития. Никто не сможет дать определения – а что такое инновация?


 


            3.5. Что такое инновация?


            Вопрос – не праздный и не бессмысленный, как бы это не показалось на первый взгляд. Давайте попробуем ответить на этот вопрос со стороны каждого сообщества.


 


            Мнение политиков: инновации – это очень большие и затратные проекты. Государство должно иметь инновационную экономику.  


 


            У каждого государства есть границы. И есть национальные интересы. В зависимости от политиков, эти интересы отстаиваются или наоборот, про них умалчивают и забывают совсем. Очевидно, что в масштабе стран настоящие инновации никто никому отдавать не будет. Наоборот, будут большие вложения в промышленный и научный шпионаж, чтобы успеть вовремя перехватить у конкурента инновационную технологию.


            О каком тогда обмене инновациями можно говорить? Или о простом межстрановом сотрудничестве в этой области? Только в том случае, когда у стран есть понимание, что объединив усилия, они вместе быстрее конкурентов достигнут поставленных политических целей. Реальность, к сожалению, такова, что политические цели расплывчаты и именно в этой расплывчатости политики разных стран находят общее, когда декларируют и  воплощают в жизнь принципы социальной стабильности общества и защиты экологии. К чему это ведет? Рост налогов, рост количества всевозможных чиновников, раздувание государственных бюджетов и выращивание общества безответственных людей, для которых уровень развития государства определяется уровнем социальных гарантий.         Процессы, которые сопровождают такие государства – это рост миграции населения из других стран, которое не собирается работать, а собирается получать. И вот здесь вспоминают про производительность труда и энергоэффективность. Смысл инноваций сводят к этому. Конечно, а как же не говорить о производительности труда в реальном производстве или сельском хозяйстве, когда на одного работающего приходится несколько неработающих или занятых в непроизводственных сферах. У граждан нет мотивации учиться: кусок хлеба и минимальный набор бесплатных медуслуг будут всегда, государство о них позаботится – все это хорошая почва для патерналистских настроений. А у развитых стран мотивация давать качественное образование вроде как и есть, но вроде как и нет. Потому что свои граждане на инженерные специальности не идут, тогда учить надо иностранцев, создавая для них привлекательные условия жизни и быстрой ассимиляции.


            Здесь стоит упомянуть и пример государственной  поддержки: такие страны, как Турция, Китай, имеют специальные программы по оплате расходов своих граждан,  получающих высшее образование за рубежом. В этом плане межстрановый обмен инновациями представляет собой одностороннее поглощение этих инноваций. Но не все так однозначно – получая зарубежное образование,  граждане получают и вектор в развитии,  который выгоден стране-конкуренту.


            Что происходит с инновациями? Государство, не имея надежной экспертизы и квалифицированных кадров, делает ставки на уже устаревшие технологии, или на любые проекты, которые отвечают целям расплывчатой политики и крупного бизнеса: экологии и энергоэффективности. Уже не редкость, когда такие “инновационные” проекты имеют околонаучный подход. При этом, политики при оценке уровня инновационного развития страны ставят финансовый критерий – какой процент от ВВП идет на инновации.


 


            Мнение бизнеса: инновации это прибыль, если научиться отличать инновации от обмана


 


            У бизнеса нет границ. Он там, где выгодно. Бизнес-империи строятся вне границ. Про границы бизнес вспоминает, когда начинаются конкурентные войны, и одно из эффективных оружий – при помощи политиков можно начать антидемпинговое расследование против конкурента или ограничить импорт продукции других производителей. Если бизнес купил или разработал настоящую инновацию, то она будет держаться под строжайшим секретом и защитой множества патентов и авторских прав. Действительно, зачем конкурентам отдавать  инновации, если это твое конкурентное преимущество? Про какой обмен или сотрудничество можно говорить? Часто сотрудничество понимается не как совместные действия двух-трех бизнесов, а как совместные усилия государства и бизнеса, чтобы часть расходов можно было переложить на государство. Для государства это тоже выгодно – часть своих расходов, как будто, несет бизнес. Государственно-частное партнерство… Однако, здесь есть большое поле для коррупции – кто сможет справедливо оценить реальные затраты и пропорции вложений двух сторон?


            Бизнесу, как и политикам, выгодно публично говорить про производительность труда, потому что – это хороший прием при диалоге между работодателем и работником при оценке оплаты труда,  можно делать ставку на наем иностранцев, или размещать производства в странах с дешевой рабочей силой.


            При оценке инноваций предприниматели сами не в состоянии оценить, что перед ними: действительно стоящий проект или фикция. Требуются эксперты. В основе любого настоящего бизнеса – отношения. Вот и начинают они обращаться по разным знакомым, которым верят, чтобы найти того, кто сможет сказать объективную оценку инновационному проекту. Очень часто начинают спонсировать какого-нибудь изобретателя, “потому что нравится”, в таких случаях они гордо говорят, что нашли самородка и скоро перевернут мир. Хотя с очень большой степенью вероятности такой проект может быть элементарным блефом, иногда искренним, потому что техническая подготовка или образовательный уровень изобретателя оказываются недостаточными для того, чтобы себя оценить объективно и увидеть ошибку.


            Мнение бизнеса в России отличается: какие-такие инновации? Мне бы груз доставить… Ключевая проблема для России сегодня, даже не само технологическое отставание орудий производства, а организация логистики. Добывать энергоносители и минеральное сырье (уголь, нефть, руды металлов) в Австралии, Бразилии и странах Ближнего Востока – дешевле в разы, по сравнению с Россией, при этом, иностранные производители несут очень низкие издержки на перевозку промышленных грузов. Ради объективности, нельзя не упомянуть сибирские месторождения энергетических углей, где себестоимость производства может находиться на самом низком уровне в мире – это 2-3 доллара США за тонну. Но при всем этом, надо признать факт, что даже при внедрении современных технологий производства, Россия уже проиграла битву своим конкурентам по себестоимости. Единственный существенный параметр, который можно изменить – это логистика, дорожная и портовая инфраструктура. Чтобы занять достойное место в мире, транспортные издержки промышленности в России должны быть как минимум в 2 раза ниже среднемирового уровня. Тем временем, многие отрасли сегодня в России стали подобны аграрной: произвести можно столько, сколько захочет покупатель, а вот вывезти в разумные сроки по разумной цене – нерешенная и/или нерешаемая, на первый взгляд, задача. Транспортная инфраструктура исчерпала запас прочности, накопленный с советских времен; состояние автодорог в России влечёт за собой более низкий срок эксплуатации автомобилей и крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки). Для того, чтобы в обозримые сроки (20-30 лет) решить дорожную проблему, России необходимо возводить за год примерно в 15 раз больше километров дорог, чем это происходит на данный момент. Если принять во внимание потребности мировой экономики до 2050 года, когда Россия вовлечена в глобальную производственную цепочку, увеличивая из года в год объемы поставок на 15%, то объемы строительства дорог в данный период должны быть увеличены  в 107 раз, по сравнению с сегодняшним днем.


 


            Мнение финансистов: инновации это сверхприбыль, если дать продукту правильную упаковку и вывести на биржу


 


            Конечно, как и предприниматели, финансисты в глубине души хотели бы уметь отличать инновации от обмана. Но это не главное. Главное – красивая упаковка, главное, чтобы проект можно было красиво упаковать, создать из него привлекательный продукт для вложения денег другими инвесторами посредством финансовых инструментов: IPO или иных. Финансисты научились создавать воздушные виртуальные миры, где деньги в один момент могут перетекать с одного континента на другой. Мало того, что деньги делаются из воздуха, кризис научил создавать так называемые “токсичные фонды”, которые позволяют подогнать отчетность любого банка под инвесторов или критерии государственного контроля.   Параллельных миров создано уже так много, что фантазии уже не хватает – печка фондовых рынков и финансовых инструментов требует все больше денег. Любые инновации в технической сфере – это возможность получить сверхприбыль. Поэтому финансисты для объективной оценки инновационного проекта, как и предприниматели, ищут экспертов через знакомых, которым доверяют. Там, где оценка совсем затруднена, созданы венчурные фонды, которые гарантированно как теряют деньги, так и зарабатывают сверхприбыли, покрывающие потери в других проектах.


            Мировой кризис оказал влияние на поведение финансистов. На смену денежно-кредитной политике в чистом виде все больше приходит денежно-промышленная политика (mondustrial policy). Реализация денежных подходов осуществляется в увязке с промышленными приоритетами.


            Здесь стоит обратить внимание на цели и задачи регуляторов финансового рынка за рубежом и в России. В США ФРС активно участвует на финансовом рынке чтобы стимулировать экономический рост – они выкупают инструменты у кредитных организаций на сумму больше 1 триллиона долларов, всячески поддерживая кредитование своей экономики. Европейский банк в 2012 году тоже провел аукционы, чтобы выкупить на 1 триллион Евро кредиты, которые были на балансах кредитных организаций. Иностранные банки активно участвуют во всех процессах, чтобы увеличить экономический рост. При этом, ставка рефинансирования близка к нулю. Несмотря на то, что инфляция в США и Европе составляет 3%, в Сингапуре – 5%, ставка рефинансирования составляет 0,25%. В Бразилии ставка рефинансирования в разы меньше, чем уровень инфляции,  в Индии – в 2 раза меньше. Почему тогда у нас ЦБ РФ повысил ставку рефинансирования, и она выше уровня инфляции? Как нам наладить долгосрочное рефинансирование кредитных организаций, чтобы они кредитовали реальный сектор? Это долгосрочное финансирование должно быть дешевым, но необходимо предложить такие механизмы, чтобы длинные деньги не ушли на валютный рынок. Без инновационного подхода и соблюдения национальных интересов к организации всей российской финансовой системы не обойтись. Во всем мире национальные интересы в регулирующих подходах финансовых систем усилились. “Регулирование – это суверенная прерогатива. Мы не намерены уступать кому-либо ответственность за определение баланса стабильности, который необходим для наших рынков. “ /Т. Гайтнер, министр финансов США, 2009 г/.


 


            Наука и образование: инновации – это, это…одним предложением не сказать, нужно книгу написать.


 


            Означает ли это, что инновациям нужно искать спасение в научном сообществе? Если говорить про сегодняшний день, то это невозможно. Традиционные образовательные системы по техническим направлениям во многих странах разрушены. Существующая система профессионального образования (НПО-СПО-ВПО) не отвечает не то что требованиям времени,  но и требованиям бизнеса – система профучилищ/колледжей развалена, средний возраст профессорско-преподавательского состава больше 60 лет, а ВУЗы проводят обучение по устаревшим технологиям, и, в итоге, происходит выпуск специалистов, не востребованных рынком. С учетом демографической ямы, вызванной рождаемостью в 1993-1998 г.г., c 2015 года нарастающими темпами будет расти дефицит квалифицированных специалистов.


            Интересы молодежи лежат в других областях. И, обращаю еще раз внимание, что это проблема – не только России. Интерес к инженерным специальностям потерян. Нарушена преемственность поколений, размыт слой специалистов среднего возраста. Отсюда – потеря у прикладных технических наук связи с отраслями, которым они должны давать направления для развития. Рождается порочная система, когда бизнес ставит задачу для науки, причем ставит задачу тот, кто не имеет соответствующего технического образования и опыта, что приводит к непониманию как сроков и сложности исследовательских процессов, так и к элементарному контролю за проектом.


            Талантливые ученые и профессора зачастую завалены бумажной волокитой и можно часто услышать: “последние два года нас слишком загрузили учебной работой из-за перевода института в новый статус. Надеюсь, что через несколько месяцев эта перегрузка закончится, и я смогу вернуться к нормальной научной работе.” В этом плане США могут дать пример остальным странам, как профессорско-преподавательский состав разгружен от бумажной работы – только преподавай, занимайся научной работой, остальное за тебя сделают помощники: нужно поехать куда-то на конференцию – вот билеты, нужно оформить грант – завтра будет весь комплект документов, только распишитесь.


 


            Потребители. Инновации – это то, что модно


            Теперь несколько слов о сообществе граждан, которых делают обществом потребителей. Что для них является инновацией? Люди в своем большинстве живут навязанными рекламными лозунгами, созданными в информационном пространстве PR-технологами. Что является модным, а что нет, что является хорошим для здоровья и тп – все это формируется в сознании через все возможные СМИ (ТВ, Интернет, газеты и журналы, рекламные буклеты). Смысл такого воздействия на людей – потребление, потребить завтра больше, чем сегодня, заработать лишний рубль, чтобы вложить его в очередную безделушку. Бизнесу и политикам при такой идеологии не нужен думающий человек. Поэтому в качественном образовании для большинства никто не заинтересован. Большинство проблем экономического роста стран будут иметь «фрагментарные» решения при сохранении парадигмы сознания потребителя. Люди при такой парадигме живут сами по себе, перекладывая на государство ответственность за развитие страны.


            На интуитивном уровне у некоторых людей есть понимание, что будущее России – это совместное развитие села и города. В рамках данного направления должен быть реализован ряд проектов международного, федерального и регионального форматов, нацеленных на создание среды обитания и изменения жизненных ценностей городских и сельских жителей (образование,  медицина, много- и малоэтажное строительство, инфраструктура, ЖКХ). Это часть дела большого и самого важного сейчас. Только укрепление села спасет нас от демографической катастрофы. Только в селах и деревнях возможны большие семьи. И дети этих семей – наши будущие ученые и военные, деятели культуры и производственники. Наш с вами завтрашний день. Будут ли существовать города, если не будет существовать деревня? Реализация комплексных проектов развития села и города восстановит темпы жилищного строительства (10 тыс.руб/кв.м), а значит, и создаст устойчивый растущий внутренний спрос на продукцию промышленного назначения. Но самое главное – будет положено начало созданию благоприятной среды обитания для шестого элемента – людей с более высоким духовным уровнем развития.


           


            3.6. Шестая группа. Новые люди.


            При прочих равных условиях, большое значение для развития страны имеет наличие особой прослойки людей, т.е. людей с более высоким духовным уровнем развития. И именно количество таких людей определяют инновационный потенциал государства. Условный пример: 10% таких людей – это Канада, Финляндия, США; 5% – это Россия; 2% – это Туркмения, Узбекистан, 1% – это Северная Корея. Эти люди играют роль катализаторов социальных процессов. Как при крекинге нефти: добавка небольшого количества катализатора (от 1% до 10%) при переработке сырой нефти приводит к более качественным продуктам на выходе крекинга. Это уже не просто неравновесная, а неравновесная и нелинейная термодинамика, если оценить с точки зрения физики.


            Представленные значения процентов условны, но они не случайны. Человек – часть Земли. И родиться новые люди могут только от Земли и при совместном развитии села и города. США и Канада – лидеры по миграции талантливых людей. Упомянутые развитые страны активно используют потенциал своих территорий, развивая малоэтажное строительство и субсидируя натуральное сельское хозяйство. У России здесь – по сравнению с остальными, наибольший потенциал, который пока не используется. У Японии, несмотря на большие достижения в техническом прогрессе, будут большие проблемы, если страна восходящего солнца не решит вопрос расширения своей территории и будет продолжать оставаться для остального мира закрытым обществом (как пример – гражданство Японии иностранцу получить невозможно).


 


            3.7. Сотрудничество стран в области инноваций. Отраслевой подход


            Главное богатство любой страны с инновационной экономикой – это талантливые люди. В настоящее время не существует объективных методик определения – кто является талантливым, а кто – нет.


            Значит, требуется создание благоприятной для всех людей среды обитания, которая включает в себя как обеспечение натуральными продуктами и создание условий для здорового образа жизни, так и возможность получения качественного образования и развития (реализации) в своей профессиональной среде.


            Поэтому при оценке потенциала сотрудничества в области инноваций, главная проблема состоит не в том, чтобы создать объединенную базу инноваций, которая будет доступна инвесторам и бизнесу, а в том, чтобы сначала качественно понять – чем мы интересны друг другу, чем можем помочь, чтобы улучшить условия жизни и развития для граждан наших стран. А это значит, что с одной стороны, придем к тем же задачам, что стоят сегодня перед любым государством. Это работа по следующим направлениям и отраслям:


 


Сельское хозяйство


Лесное хозяйство


Финансы и инвестиции


Промышленность


Рциклинг отходов


Энергетика


Дети, молодежь, семья


Строительство


Инфраструктура (дороги, аэропорты, ЖКХ…)


Транспорт


Медицина и здравоохранение


Наука и образование


Экология


           


            Но что может быть принципиально нового здесь, ведь поднять сразу все отрасли до нового уровня невозможно?


 


            3.8. Два решения


            Для реализации по максимуму потенциала инновационного сотрудничества двух стран, предлагается осуществление сразу двух параллельных решений:


            1. Инновационный город + инновационное село. Выделение от каждого государства территории, достаточной для постройки города и нескольких сел. С последующим освоением территории под контролем двух государств – это застройка всей инфраструктуры и промышленных и иных объектов по последнему слову техники и технологий, разработанных в стране-партнере.


            2. Открытое мировое правительство – управление отраслями через некоммерческие профессиональные союзы со статусом саморегулируемых организаций.


 


            Инновационный город + инновационное село


           


            Если есть две страны, которые договорились о двустороннем сотрудничестве в области инноваций, то каждая страна выделяет другой землю на условиях долгосрочной аренды (100-200 лет) или обмена территориями – то есть передача территорий в собственность. Право собственности реализуется при условии, что государство-партнер взяло на себя обязательства построить город и несколько сел, которые должны полностью снабжать город всеми необходимыми продуктами питания. Построить – это построить все: начиная от дорог, больниц и жилья для будущих горожан, и заканчивая теплицами, коровниками и другими постройками хозяйственного назначения. При этом, должно соблюдаться еще одно условие: как организация территории должна быть инновационной, так и сами дома внутри и снаружи, технологии строительства дорог и тп, организации системы образования – все должно быть инновационным.


            Очень важно использование при строительстве и освоении территории исключительно технологий и материалов государства-партнера, даже, если логистика делает доставку экономически нецелесообразной. Здесь суть сотрудничества состоит в том, что город будет, например, целиком австрийским, если мы говорим про сотрудничество с Австрией, а в самой Австрии – города и села на предоставленной территории будут русскими, то есть построены и заселены русскими. Каждое государство при комлексном освоении территории решает следующие задачи, с учетом того, что строится образцовый город и образцовое село: продвижение в мире своего бизнеса и технологий по всем отраслям промышленного и аграрного производства, и, главное, – создание комфортной среды обитания и работы для талантливых людей в тех отраслях, которые будут признаны приоритетными.


            Можно не сомневаться, что для каждого государства будет делом чести построить лучший инновационный город. Потому что к этим проектам будет приковано внимание всех мировых СМИ. Данные технологии (освоения территорий) могут потом быть использованы при реализации проектов внутри своей страны. Затраты на строительство небольшого города в 16 тыс.жителей будут составлять от 0,5 млрд.долларов США.  При этом, суммарный объем инвестиций для связки “город+село” составляет от 10 млрд.долларов США на 5 лет для 50 тыс.человек. Россия может предоставить странам-партнерам территорию Дальнего Востока. Для первого времени государства должны будут взять на себя расходы на все обслуживание городов (образование, медицина, полиция,…), что будет составлять еще до 1 млрд.долларов на 5 лет.


 


            Открытое мировое правительство – управление отраслями через некоммерческие профессиональные союзы


 


            Создание неформального правительства – сообщество российских и зарубежных экспертов (не чиновников), которые ищут эффективное применение своим знаниям и опыту сегодня и желают передать свой интеллектуальный вклад будущим поколениям. Данная организация не подменяет национальных правительств. И не должно их подменять. Это международный экспертный совет, подобно  ООН, только не в области политики, а в области экономики. Также, организация не подменяет ОЭСР, учрежденную государствами и в которую входят чиновники. 


 


            Функции открытого мирового правительства


ПЛАНЫ ИННОВАЦИОННЫХ ГОРОДОВ – разработка и внедрение планов освоения территорий, включая застройку жилыми и коммерческими зданиями, предоставленных государствами-партнерами в области инноваций;


КОНЦЕПЦИИ – разработка открытых концепций развития отраслей экономики и социальных институтов общества в масштабе 20, 50 и 100 лет как по отдельным регионам, так и в целом на Земле; отдельно – разработка концепций развития инновационных городов на предоставленных территориях;


БАЗЫ ДАННЫХ – создание открытых отраслевых баз знаний в интернете, баз экспертов по отраслям и регионам;


ЛЮДИ – поиск талантливых людей среди молодежи, помощь и попечительство;


РЕШЕНИЯ – разработка открытых решений срочных технологических и социальных проблем человечества; выявление скрытых проблем, которые проявятся через годы или столетия;


СОБЫТИЯ – проведение региональных и международных конференций, семинаров, деловых поездок, курсов по обмену опытом и повышению квалификации, деловых встреч, творческих вечеров; организация олимпиад и конкурсов;


            В каждой отрасли промышленности необходимо разработать и внедрить информационно-образовательный Интернет-портал, позволяющий объединить в единой информационной среде лучших российских и зарубежных преподавателей, а также – предоставить все необходимые инструменты для достижения требуемых целей в области подготовки и переподготовки кадров. В каждой социальной образовательной сети главным является система мотивации и оценки персонала – создание инструмента оценки специалистов и их образовательных траекторий для последующего построения профессиональных гильдий. Главным потребителем и заказчиком созданных систем на первом этапе являются государства-партнеры в области инновационного сотрудничества.


 


            ФИНАНСИРОВАНИЕ открытого мирового правительства


частные и корпоративные спонсорские взносы;


регистрационные взносы с мероприятий;


проведение исследований по корпоративным и государственным заказам;


 


            СТРУКТУРА учредителей открытого мирового правительства


юридические лица (исследовательские компании, конференц-компании), которые придерживаются стандартов открытого мирового правительства;


физические лица, которые придерживаются стандартов открытого мирового правительства;


 


            УПРАВЛЕНИЕ


некоммерческое партнерство


коллегиальный международный орган


отраслевые министерства


 


            Юридическая структура


            Создается  (и/или используются уже действующие) юридические лицо на территории стран-партнеров.  Там, где регулирование возможно на законодательном уровне, создается саморегулируемая организация.


           


            Саморегулируемая организация


устанавливает рабочий диалог между правительствами двух стран-партнеров и участвует в подборе территории для постройки инновационного города в каждой стране;


устанавливает стандарты комплексного освоения территорий “город-село”;


устанавливает профессиональные стандарты в отраслях (начиная от образовательных процессов и мероприятий по обмену опытом, и заканчивая стандартами в производстве);


проводит по принятым стандартам конференции и семинары, курсы повышения квалификации, «межстрановый» обмен опытом, деловые поездки;


выпускает печатные информационно-аналитические обзоры;


создает в Интернет открытые отраслевые базы знаний по отраслям, в которых проводятся конференции; закрытые базы экспертов; все мероприятия оцифровываются (видео, аудио, презентации, концепции, исследования рынков) и выкладываются в копилку – соответствующую отраслевую базу знаний;


           


            Принцип определения успешности всего проекта по обмену инновациями: количество жителей в инновационных городах, количество экспертов и компаний,  вовлеченных  проект, объем произведенной ими продукции и структура отраслей (структура бизнеса одной компании) , устойчивая к внешним кризисам.


 


            3.9. Утопия или реальность? Практический пример


            Rusmet.ru начал работу по созданию экспертного сообщества сразу в нескольких отраслях. В области рециклинга дело продвинулось до создания юридического лица и начала работ по озвученным выше направлениям. В 2012 году предприятиями и организациями ломопереработки черных и цветных металлов была образованна первая в России Саморегулируемая организация переработчиков лома НП «РУСЛОМ.КОМ». В настоящий момент решается вопрос о присвоении СРО статуса — Национальная Саморегулируемая организация переработчиков ломов и отходов черных и цветных металлов, авторециклинга «РУСЛОМ.КОМ».


 


            Зачем ломопереработчикам СРО?


            Саморегулируемая организация (СРО) — это отраслевое объединение переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, заинтересованных в цивилизованном развитии своего бизнеса. СРО — это путь к становлению новой высокотехнологичной отрасли переработки ломов. СРО возьмет на себя функции стандартизации и аналитической работы, а уже в ближайшем будущем — и лицензирования (через 1,5–2 года после начала работы, получив рекомендации от профильных Министерств и ведомств на основании результатов своей работы с одновременным изменением законодательства). Отдельным вопросом деятельности СРО является существование «вилки маржинальности», которая позволяет развивать ломопереработку как бизнес. В фокусе организации — контроль всего процесса переработки: от заготовки лома на земле до его загрузки в сталеплавильные печи заводов, исключающий некорректные действия участников рынка, делающий невозможными техногенные и экологические аварии и катастрофы. Ядро СРО — информационная площадка, база отраслевых знаний. Основные принципы деятельности СРО — принципы устойчивого бизнеса: КАЧЕСТВО, ЧЕСТНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ.


            Главным событием 2013 года в области нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли ломопереработки, способным существенно улучшить степень определенности на рынке, станет выход измененного закона об обращении с отходами производства и потребления. Ключевыми новациями в законодательстве станут:


Требование об обеспечении ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов и требование об уплате утилизационного (компенсационного) сбора в отношении производимых товаров в специальный внебюджетный фонд, либо предоставление гарантий надлежащей утилизации отходов с привлечением профессиональных переработчиков отходов на контрактной основе.


Переход регулятивных и контрольных функций на рынке обращения с отходами к саморегулируемым организациям и объединениям саморегулируемых организаций.


Формирование национальных стандартов в области обращения с отходами национальным объединением СРО.


Требование об обязательном членстве участника рынка обращения с отходами в саморегулируемой организации.


 


            Цели национальной СРО на рынке лома


Принятие участия в разработке и установление стандартов и правил деятельности участников рынка лома, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил


Содействие выполнению Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новой редакции, которая будет принята феврале 2013 года; как один из элементов работы по данному направлению — отраслевая координация со стороны ломопереработчиков создания системы авторециклинга в России и Таможенном Союзе


Обсуждение с органами государственной власти всех уровней (федеральной, региональной, муниципальной) всех вопросов, касающихся деятельности по заготовке и реализации лома черных и цветных металлов


Обсуждение и решение вопросов среди всех участников рынка металлолома


           


            Каждый член СРО переработчиков лома с первого месяца членства получает подписку на следующие информационные сервисы, необходимые для эффективной работы на рынке:


ежемесячный комплект информационно-аналитических материалов по российскому и мировому рынкам черного и цветного ломов


доступ к базам данных


материалы — ежемесячные дайджесты зарубежной отраслевой периодики


данные зарубежных статистических агентств


 


            Для целей обучения и повышения квалификации персонала сотрудников компаний, входящих в СРО, а также поддержки эффективного информационного обмена в рамках СРО создается образовательный Интернет-портал, включающий в себя набор инструментов для решения задач в различных направлениях деятельности СРО. Информация на портале включает в себя как общедоступные части, так и части, доступные исключительно сотрудникам компаний-участников СРО. Запуск портала предполагается в марте-апреле 2013 года. В мероприятиях СРО принимают участие представители Администрации Президента РФ, Минпромторга РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, депутаты Государственной Думы РФ, Объединения автопроизводителей РФ и др. Эти мероприятия дают возможность обсуждения существующих вопросов и проблем, а также механизмы их решения. Государственными структурами, СРО НП «Руслом.ком» рассматривается как сообщество профессионалов, компетентный орган для обсуждения решения законодательных, текущих вопросов рынка ломопереработки, и одновременно, выразитель мнения данного рынка. На текущий момент участниками СРО контролируется более 50% оборота лома черных металлов. Членами партнерства являются более 30 компаний. Cреди них: НЛМК, ОМК, Северсталь, РЖД, Автоваз, ведущие независимые организации из различных регионов России.


            Ломозаготовительная отрасль является жизненно важной для металлургов — ежегодный объем сбора только черного лома находится в последние годы на уровне 20–30 млн т (пик ломосбора пришелся на 2004–2005). Объем рынка в России от 8 до 24 млрд. долл. — в зависимости от рыночной конъюнктуры и уровня цен. В России отрасль несет еще и высокую социальную нагрузку: на постоянной основе занято более 30 000 работников, а если подсчитать всех, кто вовлечен в сбор лома «на земле», то, по экспертным оценкам, мы получим от 200 до 500 тысяч человек. Это значит, что ситуация в ломозаготовительной отрасли влияет на уровень жизни 1 миллиона человек (вместе с членами семей). Исторически так сложилось, что все, связанное со сбором и переработкой лома, в России относят не к какой-то особенной отрасли, а воспринимают как вспомогательную деятельность для металлургов. Действительно, на первый взгляд, что может быть трудного в том, чтобы «поднять железяку» на земле, погрузить в вагон и отправить непосредственному потребителю в лице металлургического завода?


            Отсюда проблемы. Если деятельность вспомогательная, то и внимание к ней соответствующее как со стороны металлургов, так и со стороны государства. Лом воспринимается как стратегическое сырье без какого-либо участия людей, то есть сырье — отдельно, ломовики — отдельно. Металлурги понимают, что «без лома — никуда», что лома становится все меньше, но нет понимания, что сам по себе «лом в земле» — это еще не лом, а земля, и он должен пройти много стадий, чтобы стать качественным сырьевым продуктом, готовым к загрузке в печи. С другой стороны, металлурги осознают, что компаний, работающих на рынке лома, достаточно много (уйдет один поставщик, придут два новых ему на замену), поэтому иногда и платежи можно попридержать и «засора» на купленную партию побольше поставить, а еще можно побороться с зарубежными покупателями лома при помощи ограничений экспорта, чтобы уменьшить проблему дефицита лома и снизить цены. Любой, имеющий мало-мальски административный или финансовый ресурс, стремится «порулить» отраслью, исходя из своих узких интересов, нанося при этом, огромный урон другим участникам рынка. Государство в споре ломовиков и металлургов всегда встает на сторону металлургов, ведь металлургия относится к базовым отраслям промышленности. А кто такие ломовики?


            Ломовики. Все кто занимается сбором и заготовкой и продажей лома — несколько тысяч, если считать по количеству выданных лицензий. По данным Минпромторга РФ количество компаний неуклонно снижается из года в год, что , по-мнению чиновников, связано с «укрупнением компаний». А любое укрупнение, как говорят они, это хорошо. Если подсчитать все крупные компании с объемом переработки более 3000 т/мес. , то их количество в России не превышает 400 (с учетом компаний, подконтрольных меткомбинатам). Между тем, любая такая крупная компания, по своей сути, является переработчиком лома, иначе невозможно обеспечить нужные объемы лома при условиях дефицита легкодоступного сырья и повышению требований потребителей к качеству.


            Переработчики. При политике, когда ломовиков относят к вспомогательной деятельности, самыми уязвимыми являются все, кто старается работать «по-белому» и вложил большие средства в оборудование для переработки лома. Для того, чтобы ломоперерабатывающий бизнес работал и был устойчивым на многие годы вперед, требуется введение фиксированной минимальной рентабельности, в противном случае — это путь к банкротству, потому что, если взяты кредиты на оборудование, то их будет нечем вернуть, или будет просто не на что модернизировать старое и покупать новое оборудование. Путь роста технологичности отрасли закрыт, потому что всегда найдутся небольшие компании, которые продадут «лом c намерзшим льдом или грязью, но по более низкой цене» (взвешивание остатков на складах — головная боль, потому что такой лом может реально частично растаять). А если говорить про цветной лом, то включаются еще и НДС-схемы, сводящие на нет конкурентоспособность честных поставщиков. Как результат войн и противостояний порядочных поставщиков лома и не совсем порядочных поставщиков, сегодня уже не редкость, когда на комбинаты идут десятки тысяч тонн земли вместо лома. Все чаще лом взрывается в прямом смысле слова (когда попадают снаряды) — количество происшествий увеличивается.


            Понимание отрасли завтра: от вспомогательной деятельности к высокотехнологичной отрасли. Ломопереработка и высокие технологии — несовместимые понятия? Вовсе нет! Это цивилизованный путь развития от простого «сбора железок», к наукоемкой деятельности, потому что рынок и общество будет выдвигать ломовикам все новые требования по качеству и экологичности, не говоря уже о том, что на базе ломоперерабатывающих компаний могут создаваться экокомплексы по переработке не только металлолома, но и бумаги, стекла и пластика. Не будем забывать и про техногенные отходы, накопленные человечеством в несметных количествах. А производство особо чистых металлов или материалов c заданными свойствами? Уже сегодня некоторые ломопереработчики частично являются металлургами, причем, по уровню качества произвести подобную продукцию традиционные металлурги не могут.


            Критерии высокотехнологичности. Так, по методике ОЭСР к наукоемким производствам относятся те, для которых, показатель наукоемкости (отношение затрат на НИОКР к объему производства, доходу) превышает 3,5%. Если он находится в диапазоне 3,5–8,5%, то производство соответствующие продукты относятся к группе технологий «высокого уровня», если он выше 8,5%, то они характеризуются как «ведущие» наукоемкие технологии. В качестве высокотехнологичных выделяются следующие четыре отрасли промышленности, для которых характерно наиболее высокое значение наукоемкости: авиакосмическая промышленность, электронная промышленность, производство коммуникационного оборудования, фармацевтическая промышленность. В перспективе 15-20 лет многие сегодняшние ломопереработчики станут наукоемкими производствами, если смогут сохранить свой бизнес и объединиться.