Skip to content

ряд российских производителей металлопродукции начали переориентироваться с традиционного для них Востока на европейское побережье.

6 мин.

Опубликованно: 11 марта 2002

Импорт и экспорт, Промышленные новости

Ни отправители, ни перевозчики не представляют, чем закончится
унификация тарифов
Трехлетняя мечта каждого российского экспортера — отмена
международного транзитного тарифа (МТТ) для железнодорожных
перевозок внешнеторговых грузов — начала постепенно сбываться
летом прошлого года. В августе экспортные грузы в морские порты
уже стали перевозиться по так называемым внутренним тарифам. Но,
несмотря на дружное ликование по этому поводу, оказалось, что
наша транспортная система, мягко говоря, не совсем готова к
такому повороту событий. Следующий шаг к полной отмене МТТ,
который, согласно планам правительства, должен быть сделан во
второй половине этого года, тоже может преподнести сюрпризы как
грузоотправителям, так и перевозчикам. По крайней мере, сегодня
никто не берется прогнозировать его последствия.
Перевозку экспортно-импортных грузов железнодорожники стали
расценивать как подпадающую под МТТ после завершения недолгой
эпохи более или менее твердого рубля — в конце 1998 г. До этого
все грузы, предназначавшиеся для отечественной экономики или
вышедшие из ее недр, перевозились по внутренним тарифам,
рассчитываемым по прейскуранту 10-01. МТТ же применялся только в
качестве платы за транзит. Логика перевода внешнеторговых грузов
с «рублевого» прейскуранта 10-01 на исчисляемый в твердых
швейцарских франках МТТ была очевидна — МПС не хотело, чтобы
доходы железных дорог рухнули вместе с курсом национальной
валюты. У экспортеров тоже есть своя логика, поэтому за
прошедшие три года в стране, пожалуй, не осталось ни одного
металлурга или лесопромышленника, который не пнул бы железные
дороги за их алчную тарифную политику.
И вот наконец весной прошлого года правительство решило, что
настало время возвращаться к внутренним тарифам. С 1 августа в
стране начался процесс, названный великим и ужасным словом
«унификация». В принципе, не нужно было быть ясновидящим, чтобы
понять, что отмена МТТ для грузов, экспортируемых через морские
порты, приведет к тому, что через наши порты будет возиться то,
чего раньше там не бывало. Собственно, на переориентацию
грузопотока из портов Прибалтики и Украины и был рассчитан
первый этап унификации. И, в общем, цель эта была достигнута.
Однако, как показала практика, далеко не все портовые сестры
получили по экспортной серьге.
Молочные реки экспорта хлынули в основном в порты европейской
части страны, более того, в основном в два из них — Санкт-
Петербург и Новороссийск. Конец года был ознаменован для этих
морских гаваней небывалыми достижениями — их мощности чуть было
не захлебнулись в грузах, которые на радостях повезли к ним
производители. Все это сопровождалось проблемами с таможней и
выяснением отношений с железнодорожниками, которые периодически
объявляли концессии на поставку вагонов в заткнувшиеся грузами
«морские ворота».
При этом переориентация грузов в Новороссийск и Санкт-Петербург
случилась не только за счет уменьшения доли Прибалтики и
Украины. На Юг и Северо-Запад страны поехал и экспорт, ранее
вывозимый через порты Дальнего Востока. По словам руководителя
департамента регулирования производственной деятельности морских
портов Минтранса Чингиза Измайлова, ряд российских
производителей (Магнитогорский металлургический комбинат,
«МЕЧЕЛ», «НОСТА») начал потихоньку переориентироваться с
традиционного для них Востока на европейское побережье. Причина
проста — прейскурант 10-01 ставит стоимость перевозки в линейную
зависимость от расстояния. Чем дальше — тем дороже. В нашей
стране как-то так сложилось, что основные производители экспорта
расположены ближе к Балтийскому и Черному морям, нежели к
Японскому. «Анализ итогов первого этапа унификации показал, что
Дальний Восток оказался в менее выгодном положении», — считает
генеральный директор ОАО «Морской порт «Санкт-Петербург» Игорь
Русу. «Я глубоко убежден, что окончательное выравнивание тарифов
должно произойти не ранее 2003 г.», — заявил он в конце февраля
с трибуны расширенной коллегии Минтранса.
С ним согласен и Чингиз Измайлов. «Нам нужен глубокий анализ.
Необходимо посмотреть финансовые итоги, грузопотоки в течение
какого-то периода этого года и сравнить их с показателями
прошлого года. Нужно сделать правильный выбор — страна у нас
большая, и шарахаться от одного решения к другому в короткий
срок незачем», — заявил он «Фокусу».
Однако пока перспективы переноса второго этапа унификации (когда
МТТ должен быть отменен и для перевозок до сухопутных границ
страны) весьма туманны. По словам министра путей сообщения
Геннадия Фадеева, решение о вводе второго этапа будет, наверное,
принято в III квартале этого года. Впрочем, сам он считает, что
принятие такого радикального решения требует глубокого
предварительно анализа.
Министр транспорта Сергей Франк уже дал понять, что не намерен
торговаться с железнодорожниками относительно сроков унификации.
«Конечно, для принятия такого решения требуется огромная работа,
и 2-4 месяца для этого — срок недостаточный. Но в МПС идет
масштабная работа, Геннадий Матвеевич (Фадеев. — «Фокус»)
пообещал, что в начале III квартала будет готов новый
прейскурант 10-01, и на его базе будет проходить унификация
тарифов, в чем мы заинтересованы кровно», — сообщил Сергей Франк
«Фокусу». На длительную отсрочку начала второго этапа тарифных
реформ не рассчитывают и внутри самого МПС. «По сему поводу есть
решение правительства, которое было принято 24 января.
Правительственной комиссии по вопросам тарифного регулирования
поручено до конца марта рассмотреть проект нового прейскуранта
на грузовые перевозки с учетом унификации тарифов и обеспечить
осуществление необходимых мер по его введению в действие. Вот и
все. Что бы ни говорили на стороне, мы обязаны это выполнять», —
заявил «Фокусу» источник в МПС. По его словам, на сегодня новый
прейскурант 10-01 практически готов, его концепция одобрена
МАПом. Впрочем, в МПС тоже считают, что подобные решения не
должны приниматься в спешке. «За два месяца ни один прейскурант
не разрабатывался, не разрабатывается и не будет
разрабатываться, кроме прейскуранта в лавочке. У нас работы над
ним шли в течение последних трех лет. Установленные для нас
сроки могут, конечно, как-то сдвигаться, но мы обязаны выполнять
решение правительства», — говорит представитель МПС. По его
словам, предложения о параллельном введении второго этапа
унификации будут рассматриваться правительством вместе с новым
прейскурантом. «Что примет правительство и в какие сроки — будет
зависеть от политической ситуации», — считает источник в МПС.
Новый прейскурант, утверждает собеседник «Фокуса» в МПС, будет
соответствовать концепции структурного реформирования железных
дорог. По идее он должен стимулировать развитие независимых
перевозчиков. В нем, например, будет выделена вагонная
составляющая тарифа, в определении которой независимые
перевозчики должны быть более или менее свободны. «Они будут
платить дороге только за инфраструктуру и будут свободны с
вагонной составляющей в тарифе. Точнее, с уровнем тарифной
надбавки, которая должна оставаться у них. Но база вагонной
составляющей будет задана для парка МПС. Тут уже операторы будут
конкурировать с железными дорогами», — обещает чиновник из МПС.
Еще одно важное нововведение в модернизируемый прейскурант —
стимулирование перевозок на дальние расстояния. Линейная
зависимость дороговизны перевозок от расстояния должна быть
заменена на параболическую. «То есть, учитывая наши
географические особенности, новый прейскурант даст преимущества
для снижения удельной провозной платы на дальние расстояния», —
говорит представитель МПС. Каким образом при этом железные
дороги будут сохранять уровень своих доходов при определенном
для них росте тарифов, который в этом году ограничен 16%,
непонятно. Но, по словам источника в МПС, доходная база МПС
должна сохраниться.
Еще один не до конца понятный момент — какую геометрическую
форму приобретет в новом прейскуранте зависимость
железнодорожных тарифов от типа и объемов грузов
(«Дифференцированный подход к грузоотправителям при повышении
тарифов находится в компетенции правительства. Как они решат,
так и будет», — осторожничает представитель МПС.) И хотя он
уверенно утверждает, что «слово «скидки» нужно забыть, это
неправильно и нехорошо», вполне возможно, что изгибы новой
тарифной параболы для какого-нибудь мощного экспортера не будут
совпадать с ценами, выставляемыми мелким экспедиторам.

Русский Фокус
11.03.2002
Екатерина Гайданская
Специальное обозрение «Транспорт»
Гадание на тарифной гуще

Наверх

Мероприятие

с 12 апреля, 2022 по 14 апреля, 2022


Время начала - 08:00
Время завершения - 20:00

Выставка MIR-Expo проводится в уникальном формате нон-стоп нетворкинга. Интеграция деловой программы и экспозиции позволяет максимально эффективно работать на деловой площадке, совмещая теорию с практикой и общением. Место проведения Хаятт Ридженси Москва Петровский Парк 5* Ленинградский проспект 36 строение 33, Москва, Россия, 125167

Подробнее ...