Skip to content

«Северстальтранс» претендует на роль единого оператора Транссиба.

3 мин.

Опубликованно: 28 марта 2002

Промышленные новости

Чиновники МПС и Минтранса придумали, как завлечь побольше транзитных контейнеров на недогруженную Транссибирскую магистраль. Они намерены создать единого оператора Транссиба, который сможет предоставить грузоотправителям сквозную ставку тарифа, контролируя расходы на морском, портовом и железнодорожном участках этого транспортного коридора.

По данным МПС, перевозки транзитных контейнеров по Транссибирской магистрали в 2001 г. возросли на 15% и составили 45 000 контейнеров, меньше трети от ее потенциала. В конце февраля на годовой коллегии Минтранса глава МПС Геннадий Фадеев заявил, что главная причина низкой загрузки Транссиба — отсутствие должной координации между многочисленными перевозчиками. Поэтому министр предложил реанимировать идею единого оператора транссибирского транзита, популярную несколько лет назад.

Механизм создания единого оператора сейчас обсуждают правительственные чиновники. По словам гендиректора ЦФТО МПС Салмана Бабаева, рассматривается несколько вариантов. Единый оператор может быть либо ГУПом, либо новообразованным юрлицом с участием ведущих морских и портовых компаний, обеспечивающих загрузку Транссиба (Дальневосточного морского пароходства, порта Восточный и др. ). Наконец, может быть проведен тендер, который выберет единого оператора из ныне действующих крупных экспедиторов Транссиба.

В частности, по словам Бабаева, на статус единого оператора претендуют «Северстальтранс», «Совфрахт», «Союзвнештранс» и «Антей». В компаниях «Северстальтранс» (купила контейнерные терминалы в портах Восточный и Санкт-Петербург) , «Союзвнештранс» (бывший крупнейший перевозчик в СССР) и «Антей» подтвердили интерес к идее единого оператора Транссиба, но отказались от детальных комментариев. А директор «Совфрахта» Дмитрий Пурим заявил, что письменно предложил главе МПС сделать «Совфрахт» единым независимым оператором на Транссибе. Сейчас экспедированием транзитных контейнеров по транссибирской магистрали занимается более 20 компаний, большинство из которых фактически перепродает тариф МПС, накручивая на него комиссию за свой сервис (в среднем около $100 за каждый 20-футовый контейнер).

Впрочем, многие экспедиторы Транссиба боятся, что государство создаст монополиста, а их с рынка вытеснит. Гендиректор компании «Союзтранзит» Александр Токарь считает, что экспедиторы будут поставлены в неравные условия. А Михаил Путилин, коммерческий директор компании ТСЭС (входит в пятерку крупнейших транссибирских экспедиторов) , говорит, что создание монопольного оператора на Транссибе вряд ли увеличит его загрузку. Представитель еще одной экспедиторской фирмы заявил «Ведомостям», что чиновникам следовало бы сначала решить проблемы, связанные с таможенной очисткой транзитных грузов: именно эта процедура, по его мнению, способна убить всю привлекательность транссибирских перевозок — и по тарифу, и по срокам доставки. Сейчас, по данным компании «Совкомфлот-Логистикс», доставка 20-футового контейнера морем из Пусан (Южная Корея) до финской Котки стоит $1250 и занимает 33 дня, а аналогичный маршрут по Транссибу занимает 19 дней и обходится в $1050 (из них около $250 приходится на морской фрахт, около $200 — на перевалку в портах, остальное — на железные дороги России и Финляндии). В этой компании уверены, что единый оператор нужен, но обязательно в виде альянса морских, портовых и железнодорожных компаний.

Замглавы координационного совета по транссибирским перевозкам при МПС Борис Луков считает, что накануне своей реформы министерство может выделить все свои контейнеры и платформы для их перевозки (около 56 000 и 12 000 соответственно) в специализированный ГУП «Контейнер», который станет оператором только железнодорожного участка транссибирского коридора. Отчасти это помогло бы МПС избежать обвинений в том, что оно своими руками создает новую монополию — на операторские услуги.

«Если МПС будет плодить монополистов, нас неправильно поймут, — говорит Салман Бабаев из ЦФТО. — Пускай окончательное решение принимает правительство».

КТО ПОЙДЕТ НА «СЕВЕР — ЮГ».

Через еще один транспортный коридор, широко анонсированный транспортными чиновниками, — «Север — Юг» — грузов проходит пока немного. Там работают две российские компании — «Каспийский контейнер» и «Совфрахт» (совместно с иранской Khazar Shipping Co). Активен на Каспии и «Волготанкер», занимающийся транзитом туркменской нефти на Махачкалу. Интерес к региону проявляет также Северо-Западное пароходство. Но все это пока не имеет отношения к глобальному товарообмену между Индией и Европой, ради которого и задуман коридор.

Наверх

Мероприятие

с 12 апреля, 2022 по 14 апреля, 2022


Время начала - 08:00
Время завершения - 20:00

Выставка MIR-Expo проводится в уникальном формате нон-стоп нетворкинга. Интеграция деловой программы и экспозиции позволяет максимально эффективно работать на деловой площадке, совмещая теорию с практикой и общением. Место проведения Хаятт Ридженси Москва Петровский Парк 5* Ленинградский проспект 36 строение 33, Москва, Россия, 125167

Подробнее ...