А чтобы сделать эти машины более качественными и поскорее привлечь западного партнера, “Северсталь-Авто” сосредоточится на производстве комплектующих.

В “Северсталь-Авто” входит УАЗ (оборот в 2002 г. – 8,4 млрд руб. ) и Заволжский моторный завод (6,8 млрд руб. ). В первом полугодии 2003 г. УАЗ увеличил объем продаж на 8,5% по сравнению с тем же периодом 2002 г. до 37 601 шт. , ЗМЗ нарастил выпуск двигателей на 8,7% до 129 333 шт.

“Северсталь-Авто” приобрела УАЗ еще в 2000 г. и вскоре обнародовала грандиозные планы развития завода. В 2001 г. было объявлено, что к 2008 г. завод начнет выпускать на своих площадях принципиально новый внедорожник. Объем выпуска должен был составить 250 000 машин в год, а стоимость проекта – $1 млрд. “Северсталь” уже было начала переговоры с потенциальными инвесторами, знающими толк в производстве джипов, – индийской Mahindra & Mahindra и японской Isuzu Motors.

Однако недавно акционеры “Северсталь-Авто” утвердили пятилетний стратегический бизнес-план развития компании, в котором нет ни слова о прежних амбициях. В документе, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”, говорится, что “создание принципиально новой модели невозможно в силу запретительной дороговизны и отсутствия компетенции”.

“Северсталь” пойдет по менее затратному пути. Как рассказал гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов, УАЗ сосредоточится на запуске двух моделей внедорожников – УАЗ-315195 (рестайлинговая модель УАЗ-31514, которая служит потребителям уже 20 лет) и УАЗ-3163 (городской внедорожник, который должен стать конкурентом “Нивы”). К 2007 г. объем продаж УАЗ-315195 составит 25 000, а УАЗ-3163 – 34 000. Продажи нового грузовика УАЗ-2360, который должен отобрать 20% рынка у “ГАЗели”, будут доведены до 16 000 штук. По словам Швецова, эти три машины к 2007 г. заменят нынешний модельный ряд УАЗа, а устаревшие модели будут поставляться в виде машинокомплектов в развивающиеся страны. К 2007 г. УАЗ, как и сейчас, будет производить 75 000 машин в год, но рентабельность (отношение EBITDA к выручке) возрастет – с нынешних 7% до 12,1% в 2007 г. По оценке “Северсталь-Авто”, новые модели будут востребованы рынком 7 – 10 лет. При этом тратить много денег на эти модели владельцы “Северстали” не планируют – инвестиции в УАЗ и ЗМЗ запланированы на уровне 1,3 млрд и 1,9 млрд руб.

А основной упор “Северсталь-Авто” сделает на создание собственного производства комплектующих. “Мы поняли, что нет смысла вкладываться в российских поставщиков, у нас уже есть договоренности с западными партнерами, назвать их я пока не могу”, – рассказывает Швецов. По его словам, СП по производству двигателей, коробок передач и рулевых систем заработают уже в начале будущего года. В общей сложности их оборот составит около $55 млн. Цель проекта – повысить качество уазовских машин, а главное – привлечь западного партнера для производства новых моделей в рамках совместного проекта. В “Северсталь-Авто” считают, что именно наличие собственной базы по производству комплектующих делает компанию более привлекательным партнером для западного автопроизводителя.

“Российский автопром не способен самостоятельно представить рынку новый качественный автомобиль”, – констатирует аналитик “Атона” Александр Агибалов. Он напоминает, что Горьковский автозавод уже проделал аналогичный путь – сначала пытался договориться с Fiat о производстве легкового автомобиля, а в итоге пришел к совместному с Iveco проекту по выпуску автокомпонентов. “По сути, “Северсталь-Авто” делает то же. И видимо, это единственный вариант развития этой отрасли в России”, – считает Агибалов.

Сотрудник одного из западных автомобилестроительных концернов, работающих в нашей стране, считает новую тактику российских автопроизводителей оправданной. Наличие производства комплектующих, отмечает он, будет плюсом при выборе иностранными автогигантами российского партнера. Разумеется, если качество компонентов будет соответствовать международному уровню.

“У компании больше нет громадья планов, и это хорошо, – комментирует новую стратегию “Северсталь-Авто” Вячеслав Смольянинов из “НИКойла”. – Прицел на умеренный выпуск принципиально не отличающихся от нынешних моделей автомобилей выглядит относительно реалистично”. А Денис Нуштаев из “Метрополя” считает план беспроигрышным: даже если “Северсталь-Авто” не удастся заманить западных партнеров на УАЗ, она все равно будет продавать комплектующие западным автопроизводителями, которые решат заниматься сборкой самостоятельно.