Как стало известно “Ведомостям”, сразу три высших руководящих поста в компании “Еврохим” группы МДМ заняли экс-менеджеры автомобилестроительного холдинга “Руспромавто”. Они не знакомы с минерально-сырьевым бизнесом, зато знают толк в реструктуризации активов.

В состав “Еврохима” входят предприятия горнодобывающей и химической промышленности: Ковдорский ГОК, “Фосфорит”, “Невинномысский азот”, “Новомосковский азот”, “Минудобрения”, Lifosa (Литва) и торговый дом “Еврохим-Трейдинг “. В прошлом году предприятия “Еврохима” произвели 4,83 млн минеральных удобрений, 2,14 млн т аммиака, 565 770 т продуктов оргсинтеза, 178 800 т кормовых фосфатов. Годовой оборот “Еврохима” – около $900 млн.

Как рассказали “Ведомостям” в пресс-службе “Еврохима”, на днях был подписан приказ о назначении исполнительным директором компании Дмитрия Стрежнева, административным директором стал Игорь Калужский, а директором по закупкам – Павел Яковлев. Все они – выходцы из “Руспромавто”, а Стрежнев до 1 марта возглавлял эту компанию. Покинул холдинг по воле основных акционеров, но до сих пор сохранил около 10% акций “Руспромавто”. Вслед за Стрежневым из компании ушел и Игорь Калужский, работавший исполнительным директором. Он до сих пор входит в совет директоров “Руспромавто”. Павел Яковлев возглавлял в компании подразделение “Большегрузные автомобили”, был председателем совета директоров автозавода “Урал”.

“Павел Яковлев, насколько я знаю, в данный момент находится в отпуске, чем он займется потом, мне не известно, – сказал “Ведомостям” начальник управления общественных связей “Руспромавто” Владимир Торин. – Стрежнев и Калужский давно покинули компанию, их приход в “Еврохим” – это их личное дело”.

Созданный в 2001 г. холдинг “Еврохим” управляет минерально-сырьевыми предприятиями владельцев группы МДМ Андрея Мельниченко и Сергея Попова. Бывший директор “Еврохима” Николай Левицкий в начале года стал первым заместителем главы Республики Коми, и должность гендиректора “Еврохима” была упразднена, а управление компанией передано группе МДМ. Получается, что новые назначенцы заняли высшие руководящие посты в “Еврохиме”. Представитель “Еврохима” утверждает, что Стрежнев – наемный менеджер и не владеет акциями компании.

“Нам был нужен человек, который активизирует работу по консолидации холдинга, будет координировать работу всех структур холдинга с целью увеличения его капитализации”, – говорит замгендиректора группы МДМ Роман Михайленко.

Получить комментарий у Дмитрия Стрежнева “Ведомостям” не удалось. А Игорь Калужский сказал “Ведомостям”, что новой команде, в частности, поручено провести реструктуризацию компании, подготовить предприятия “Еврохима” к переходу на единую акцию и т. д. “Меня не пугает, что ни я, ни пришедшие со мной коллеги не имеем опыта работы в этой сфере. Во многом нам придется заниматься тем же, чем и в “Руспромавто”, – реформированием”, – сказал Калужский.

Конкуренты “Еврохима” считают приход в компанию новых менеджеров объяснимым шагом. Сотрудник агрохимической корпорации “Азот” предполагает, что новым руководителям “Еврохима” предстоит завершить работу, начатую Левицким: создать полноценный холдинг и повысить его капитализацию – т. е. , по сути, провести предпродажную подготовку. “Менеджеры, которые однажды участвовали в реформировании компании, получают достаточный опыт для проведения структурных изменений в других компаниях, – полагает Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. – Яркий пример тому – Михаил Зурабов, который пришел в авиационный бизнес из банковского, но тем не менее разработал для “Аэрофлота” хорошие программы, которые упрочили положение компании на рынке”. Аналитик говорит, что одним из недостатков Стрежнева на посту гендиректора “Руспромавто” и ГАЗа была неготовность к жестким решениям, но начатый им курс на реструктуризацию поддерживается в “Руспромавто” и сейчас.