Власти пытаются загрузить новый угольный терминал

Как стало известно “Ъ”, стоимость строительства угольного терминала “Лавна” в Кольском заливе выросла в полтора раза, до 36 млрд руб. При этом загрузка терминала остается неочевидной: хотя власти планируют переваливать там 18 млн тонн в год с 2023 года, пока лишь два акционера проекта – “СДС-Уголь” и Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ) – готовы гарантировать грузопоток в объеме 10,5 млн тонн. ЦРПИ при этом готов дать гарантии на больший объем, если порт передадут ему в управление, а также может получить контроль в проекте через выкуп доли в размере 30% у другого акционера.

Стоимость строительства угольного терминала “Лавна” увеличилась в полтора раза, до 36,2 млрд руб. (ранее речь шла о 24 млрд руб.), следует из принятой правительством “дорожной карты” развития Мурманского транспортного узла (есть у “Ъ”). С 2023 года грузопоток в его адрес должен составить 18 млн тонн.

“Лавна” – ключевой объект Мурманского транспортного узла, решение о его строительстве было принято в 2012 году. Проект должен реализовываться по концессии, а его окупаемость должна быть гарантирована контрактами по схеме take-or-pay. По схеме, принятой в 2019 году, основные доли в Морском торговом порту (МТП) “Лавна” – по 30% – получили “Бизнесглобус”, действующий в интересах Андрея Бокарева, и ЦРПИ. По словам собеседников “Ъ” на рынке, он связан со структурами Бориса и Аркадия Ротенбергов, впрочем, их представитель опровергла их причастность. Eще 25% – у “СДС-Угля”, 10% – у подконтрольной ОАО РЖД “РЖД – Инфраструктурные проекты”, 5% – у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). В конце 2020 года стало известно, что основные грузоотправители так и не подписали обязывающие соглашения о загрузке терминала и не все стремятся участвовать в проекте (см. “Ъ” от 21 октября 2020 года). Кроме того, возникли проблемы со строительством федеральной инфраструктуры (см. “Ъ” от 11 ноября 2020 года).

В своем письме от 9 марта в “Ространсмодернизацию” (подведомственна Минтрансу) гендиректор МТП “Лавна” Станислав Мультах пишет, что “компании-грузоотправители подтверждают обеспеченность загрузки “Лавны” углем в 18 млн тонн с 2024 года”. Однако, как следует из приложенных писем, компании гарантировали только 10,5 млн тонн, в том числе 4,5 млн тонн – “СДС-Уголь”. ЦРПИ говорил об объеме не менее 6 млн тонн при согласовании всех существенных условий между сторонами и Газпромбанком (подробнее о планах банка вложить 30 млрд руб. в проект см. “Ъ-Онлайн” от 7 июня 2019 года). Объемы планируется набрать за счет шахты “Заречная”, разрезов “Инской” и “Белоярский”, “Стройсервиса”, “МелТЭКа”, “Белкоммерца” и ПТК “Уголь”. ЦРПИ подчеркивал, что “готов увеличить объемы переваливаемого угля” вплоть до 18 млн тонн при условии передачи порта в операционное управление и согласования договора перевалки “с учетом собственных требований”. Также ЦРПИ выражал готовность увеличить долю в “Лавне”, купив 30% у другого участника.

В этих условиях в начале апреля Минэнерго обратилось к угольщикам с просьбой предоставить данные о планируемых ежегодных объемах поставки угля в МТП “Лавна” с 2024 года (копия письма есть у “Ъ”).

В Минэнерго и Минтрансе тему не комментировали. В ЦРПИ на запрос “Ъ” не ответили. В ГТЛК подтвердили получение письма от МТП “Лавна”. “Мы не комментируем сделки до принятия соответствующих решений всеми акционерами МТП, а также правительством РФ в лице Минтранса”,- заключили там. В угольных компаниях тему не комментировали. По данным “Ъ”, ряд компаний по-прежнему не проявляют интереса к проекту.

Глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров считает, что привлечение малых и средних угольных компаний – перспективный вариант формирования гарантированного грузопотока. При текущих ценах на энергетический уголь $92 за тонну в Австралии отправка угля в Азию через “Лавну” вполне экономически оправданна, говорит независимый эксперт Максим Худалов. Проблема в том, что подписать долгосрочный контракт на перевалку желающих будет немного. “Все помнят прошлый год и цену $50 за тонну, при которой даже отгрузка в восточном направлении была на грани рентабельности. Тем не менее с ростом загрузки БАМа якутскими углями все больше мелких производителей из Кемеровской области будут сталкиваться с проблемами при отправке угля на восток, так что северное направление будет вполне востребованным”,- полагает он.

Источник: ИД «Коммерсантъ»