Американский производитель лития Albemarle призвал ослабить лидерство Китая на рынке минералов для производства электромобилей
Компания Albemarle, базирующаяся в США, заявила о том, что не будет расширять производство лития, которое ранее планировала. Причиной стала экономическая нецелесообразность строительства предприятий по переработке лития – ключевого материала для создания электромобилей.
Генеральный директор Кент Мастерс обратился к правительствам стран, где компания осуществляет свою деятельность, с просьбой оказать больше поддержки в борьбе с конкуренцией со стороны предприятий Китая. Он подчеркнул: чтобы наладить цепочки поставок в западных странах, действовать необходимо незамедлительно.
В связи с резким снижением стоимости лития западным компаниям стало сложнее конкурировать с китайскими предприятиями, которые тратят меньше на его производство. С начала прошлого года литий подешевел более чем на 80% до $12 тыс. за тонну. Причиной этого, по мнению экспертов, стало перенасыщение рынка электромобилей, когда выросло предложение и снизился мировой объем продаж.
Даже инициированный Джо Байденом «Закон о сокращении темпов инфляции» (IRA) не смог уменьшить зависимость западных стран от Китая, который по-прежнему является главным поставщиком лития. Его доля в мире составляет 65%. Кроме того, он обладает рядом преимуществ, таких как низкие затраты на строительство, субсидии и технические инновации.
На прошлой неделе руководство Albemarle объявило о сокращении издержек в 2024 году. Оптимизация включает приостановку производственной линии и отказ от увеличения производства в австралийском городе Кемертоне. Это стало причиной сокращения 300 рабочих мест и того, что отчисления на резервы под обесценивание активов составили $1 млрд. Также у компании есть трудности с поиском сотрудников в Австралии, обладающих достаточными компетенциями для управления сложными производственными процессами.
В ответ на обращение Кента Мастерса министр природных ресурсов Австралии Мадлен Кинг пообещала ускорить введение запланированных налоговых льгот для предприятий по переработке стратегически важных металлов.
При этом европейские компании готовы расширять производство. AMG Critical Materials планирует строительство литиевого завода в Германии. Новые технологии позволят снизить операционные затраты, тем самым выиграв конкуренцию с китайскими компаниями. По словам генерального директора Хайнца Шиммельбуша, компания не ожидает больших трудностей при запуске первой производственной линии, так как страна обладает значительным опытом в производстве лития и химикатов.
Ранее принятый IRA бюджет составляет $369 млрд, что позволит ускорить строительство предприятий по производству электромобилей и аккумуляторов в США. Однако, по словам Мастерса, он не затронет производство критически важных минералов. Albemarle рассчитывает, что автопроизводители будут готовы платить премию к текущей цене лития, а это обеспечит льготы по налогам, что позволит производить автомобили. Американские производители электромобилей получат выгоду от льготы в размере $3750 каждому покупателю в случае, если цена на произведенные в стране материалы для аккумулятора превысят определенный уровень, при приобретении их от определённых торговых партнеров или в результате переработки отходов.
Чистый убыток Albemarle во втором квартале текущего года составил $188 млн, при этом годом ранее в этот период чистая прибыль была $650 млн. Чтобы избежать нарушения финансовых обязательств в 2025 году, необходимо вливание в бюджет компании в размере $2 млрд, по прогнозу аналитиков. При этом генеральный директор Albemarle считает, что резервы денежных средств позволят им пережить снижение финансовых результатов.