Болгария пустит русские трубы
Документ о строительстве «Южного потока» через территорию Болгарии был подписан в ходе визита президента Владимира Путина в эту страну. Болгарский отрезок трубы будет строить СП «Газпрома» и болгарской компании, сказали «Ведомостям» несколько источников в российской делегации. Представитель «Газпрома» это не комментирует. Комментарии болгарской стороны получить не удалось.Инициаторы проекта «Южный поток» от черноморского побережья России до юга Европы — «Газпром» и итальянская Eni. Морская часть протяженностью 900 км и мощностью 30 млрд куб. м газа пройдет по дну Черного моря до берега Болгарии. Завершить ее строительство планируется в 2013 г.ТЭО проекта к концу 2008 г. должна подготовить швейцарская South Stream AG, о создании которой в пятницу объявили «Газпром» и Eni. Доли партнеров в СП равны, они могут пригласить в проект других участников, говорится в сообщении. Затем South Stream AG станет оператором строительства морской части трубы, отмечает источник в «Газпроме».Аналитик «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин оценивает морскую часть «Южного потока» примерно в $4 млрд, а весь проект — более чем в $10 млрд.Куда из Болгарии пойдет наземная часть трубы, пока точно не известно, сказали «Ведомостям» министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко и предправления «Газпрома» Алексей Миллер. «Южный поток» позволит полностью удовлетворять растущий спрос на газ в странах Центральной и Южной Европы«, — заявил Миллер.Основной конкурент трубы — проект Nabucco предусматривает поставки турецкого газа объемом 25-30 млрд куб. м газа в год в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. Но гендиректор Eni Паоло Скарони считает, что из-за роста потребления газа в Европе Nabucco и «Южный поток» не будут конкурировать. Представитель Еврокомиссии назвал приоритетным для ЕС проект Nabucco.В пятницу также было подписано соглашение о создании международной компании, которая будет разрабатывать ТЭО нефтепровода Бургас — Александруполис (в обход проливов Босфор и Дарданеллы).Сейчас важно не только контролировать запасы нефти и газа, но и их транспортировку, отмечает Шеин, и соглашения — «еще один шаг России по пути за контролем над транспортными активами в мире».