Чемезов заявил о плане вытеснить Австралию с китайского рынка угля
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов рассказал о планах "Эльгауголь" (подконтрольна "А-Проперти" Альберта Авдоля, у "Ростеха" – 5%) заместить австралийский уголь на рынке Китая. Но для этого нужно расширить БАМ и Транссиб
"Эльгауголь", которую контролирует "А-Проперти" Альберта Авдоляна, планирует заместить австралийский уголь на рынке Китая. Об этом гендиректор "Ростеха" (владеет 5% "Эльгауголь") Сергей Чемезов рассказал в интервью РБК.
"Думаю, 60-70% [доли поставок Австралии на рынок Китая] - вполне реально. Пара лет на это потребуется. Многое зависит от пропускной способности РЖД", - сказал он.
До второй половины 2020 года Австралия была крупнейшим поставщиком коксующегося угля на китайский рынок, поставляя до 9 млн т в месяц (до 100 млн т в год). Китай запретил поставки угля из Австралии в октябре прошлого года из-за обострения политических отношений между двумя странами ( Канберра обвинила Пекин в сокрытии информации о коронавирусе).
Тогда "А-Проперти" решила воспользоваться ситуацией и нарастить поставки в Китай, для этого создав в конце прошлого года совместное предприятие с китайской Guohang Ocean Shipping (GH Shipping). Согласно планам, объемы поставок должны будут увеличиться с 1-1,5 млн т в 2020 году до 15-18 млн т угля в 2021 году, 20-24 млн т в 2022 году и 30 млн т начиная с 2023 года. Но рост поставок ограничен пропускной способностью Транссиба и БАМа. Поэтому пока что австралийский уголь заместила на китайском рынке Монголия, следует из данных Reuters за январь-февраль 2021 года.
"А-Проперти" создала в этом году крупнейшего производителя коксующегося угля, выкупив у "Мечела" Игоря Зюзина и Газпромбанка Эльгинское угольное месторождение (его оператор - "Эльгауголь") в Якутии за 142 млрд руб., а также доли в порту Вера и Огоджинском угольном месторождении у наследников Дмитрия Босова. "Ростех", уже владевший долями в Вере и Огодже, впоследствии приобрел у "А-Проперти" 5% в "Эльгауголь".
"А-Проперти" заявляла о планах вложить 130 млрд руб. в увеличение добычи на Эльге до 45 млн т к 2023 году (в 2020 году добыча составила 7 млн т, план на этот год - 18 млн т). Программа развития проекта предполагает также расширение провозной способности железнодорожного пути Эльга - Улак до 30 млн т и строительство перевалочных мощностей в акватории порта Ванино.
Отвечая на вопрос о логистике, Чемезов сообщил, что уголь в Китай "А-Проперти" планирует переваливать в портах Вера и Ванино (Хабаровский край). "Кстати, порт Ванино нам больше подходит, мы его с Геннадием Тимченко (совладельцем угольной компании "Колмар". - РБК) будем расширять, строить новый терминал в Ванино", - сказал он.
Чемезов не пояснил, о каком терминале идет речь, сказав, что "еще проекта нет". По его словам, пока мощностей, которые есть сейчас в порту Ванино, достаточно, но "на перспективу в ближайшие год-два компания значительно увеличит объемы".
У "А-Проперти" в прошлом году был проект строительства терминала в Ванино "Порт Дальний", но из-за протестов местных жителей компания решила его не реализовывать. В 2012 году Volga Group Тимченко купила "Сахатранс", основным активом которой является участок площадью около 200 га (в долгосрочной аренде) в бухте Мучке, севернее порта Ванино.
Недавно президент Владимир Путин поручил профинансировать расширение железнодорожной инфраструктуры под вывоз угля из Якутии из Фонда национального благосостояния (ФНБ). РЖД получит 25% финансирования для проекта, стоимость которого оценивается от 350 млрд руб. (с тепловозной тягой) до более 700 млрд руб. (с электрификацией), заявил после этого глава РЖД Олег Белозеров. Речь идет о строительстве дополнительных путей от станции Тында до порта Ванино. Стройка, по его словам, займет четыре-пять лет, завершить строительство РЖД планирует в 2026-2027 годах.
Источник: «РосБизнесКонсалтинг»