Денис Мантуров о перспективах беспилотного транспорта
Четвертая промышленная революция захватила весь мир. Россия — не исключение. Тем более что в современных условиях для нашей страны развитие цифровых технологий критически важно.
Стимулирование освоения производства и содействие выводу на рынок новых продуктов — одна из главных задач Министерства промышленности. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы сделать современным, в частности наш транспортный комплекс. Что для этого необходимо? Прежде всего нам предстоит перевести его в автономный режим.
Совместно с ведущими инженерами и проектировщиками, бизнесом, профильными ведомствами и институтами мы занимаемся разработками беспилотного транспорта. Умные машины, которые без помощи водителя способны доставить пассажиров или груз к нужному месту, постепенно проникают в нашу жизнь. И я уверен, что будущее — именно за таким транспортом.
Сейчас речь идет о формировании беспилотного транспорта как класса. Во многом то, насколько отечественные разработки будут в тренде в долгосрочной перспективе, зависит от законодательства. Лет через десять рынок беспилотного транспорта будет не узнать, и, чтобы российская промышленность в этой области была конкурентной, нам необходим прозрачный и не перегруженный бюрократизмом правовой фундамент. Сегодня подготовка нормативно-технической базы идет в рамках "дорожной карты" "Автонет" Национальной технологической инициативы. Уже в прошлом году Росстандартом приняты документы, которые содержат условия для подтверждения соответствия требованиям безопасности конструкций и элементов систем управления беспилотных авто.
Уже определяются и технологические требования к беспилотникам, создаются и совершенствуются системы помощи водителю. Серьезная работа проводится в плане разработки систем обмена данными между транспортными средствами в режиме реального времени. Отдельная история — специальная дорожная инфраструктура.
В работе по всем этим направлениям вместе с Правительством принимают участие российские компании. Причем у многих из них есть очень неплохие разработки. Например, беспилотное такси — разработка "Яндекса" — уже сейчас курсирует по территории "Сколково" и Иннополиса в Татарстане. На территории Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института обкатывается беспилотный "Шатл", разработанный и произведенный "НАМИ" в сотрудничестве с КамАЗом. Успешно прошел тест-драйв другого российского беспилотного автомобиля — StarLine, который без приключений доехал от Петербурга до Казани.
Прежде чем отправлять беспилотные автомобили в самостоятельные поездки по дорогам наших городов, нужно убедиться в их безопасности для пассажиров и других участников дорожного движения. Искусственный интеллект тоже может ошибаться, ему нужно учиться и развиваться. В том числе — и на собственном опыте. В России сейчас беспилотные машины тестируются на небольших закрытых пространствах. Следующий этап — тестирование в городе, опять же под очень строгим контролем.
В конце прошлого года Председатель Правительства подписал постановление о начале эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. На первом этапе он будет проходить на территории Москвы и Татарстана. В перспективе к тестированию беспилотников присоединятся другие регионы.
К участникам эксперимента определены требования, также есть условия по страхованию транспортных средств. Обязательное условие — поддержание безопасности дорожного движения во время проведения эксперимента и наличие специально обученного инженера в кабине беспилотника, оценивающего корректность работы системы управления.
По результатам эксперимента, который рассчитан на три года, мы сформируем массив опытных данных. Они лягут в основу технических требований к беспилотным автомобилям.
Компаниям, готовым к проведению испытаний автономного транспорта, мы будем предоставлять грантовую поддержку. Это поможет выйти на рынок не только крупным игрокам, но и малым стартапам. Возможность грантового финансирования проектов предусмотрена в рамках деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Таким образом будут снижены затраты отечественных разработчиков при выводе на дороги общего пользования беспилотных транспортных средств.
Беспилотный транспорт должен повысить безопасность на дорогах, а также комфорт передвижения. Помимо автомобильной отрасли отечественные разработки беспилотных машин применяются — а в дальнейшем будут гораздо шире использованы — в сельском хозяйстве, для грузовых перевозок, в логистике нефтяных и газовых компаний, для мониторинга лесных массивов, в том числе для предупреждения возникновения очагов лесных возгораний, а также выявления фактов незаконных рубок, составления картографии.
Фактически в России создается новая для страны отрасль промышленности, рынок для которой только формируется. Если не растеряем набранный темп — а мы сделаем все, чтобы этого не произошло, — у нас есть все шансы стать одними из первых в гонке беспилотников и занять существенную долю мирового рынка в ближайшие годы.