Главные новости
Минпромторг России поддержал форум РА «Русмет» «Лом черных и цветных металлов» 16-18 апреля
13 февраля 2025
83
Мероприятия лом и отхо
Роснедра: Запасы редкоземельных металлов России составляют более 28 млн тонн
13 февраля 2025
124
редкоземельные металлы
Как совместить безналичные расчёты и развитие бизнеса в сфере ломозаготовки?
13 февраля 2025
532
Объем перевалки черных металлов в морских портах вырос на 35% в январе
13 февраля 2025
103
Промышленные новости
10 июля 2007
86

Фрахтовый рынок: пик вместо «летнего спада»

Сейчас по всем канонам цикличности на фрахтовом рынке балкерного тоннажа должен наблюдаться «летний спад». Однако, ситуация дает основание говорить, что всплеск активности будет продолжаться как минимум до конца 2007 г.

Оптимизму судовладельцев не может навредить даже значительный приток нового тоннажа. Сегодня мировой портфель заказов на «суперхэндимаксы» (дедвейт 52000-58000 т) насчитывает 540 ед., которые почти все войдут в строй до конца 2010 г. Иными словами на протяжении всего этого периода еженедельно на рынке будут появляться 2-3 новых балкера данного типоразмера. Но большинство аналитиков считает, что эта впечатляющая цифра не подорвет рынок, т.к. в ближайшие годы должно уйти на слом большое количество «панамаксов» дедвейтом 61000-65000 т постройки начала 80-х гг. Заказы на эти суда не возобновлялись, т.к. судовладельцы предпочитают строить новые «панамаксы» дедвейтом 75000-80000 т.

По оценкам SSY Consultancy&Research, в 2007 г. объемы морской торговли рудой, углем, зерном и другими насыпными грузами увеличатся на 5,8%, что способно «поглотить» новострой без нарушения баланса между спросом и предложением.

Уровень балластных бонусов в июне в отдельных случаях достигавший 1,25-1,35 млн. USD также никак не вписывается в картину традиционного летнего спада. Даже для «хендисайза» дедвейтом 37000 т с подачей из Чаннакале на Черное море под короткий рейс на Персидский залив был уплачен балластный бонус в размере $100 тыс. при рейсовой ставке 35000 $/сут.

Данные о рейсах с балластными бонусами в июне 2007 г.

Направление перевозок

DWT,

т

Тайм-чартерная ставка, USD/сут.

Размер балластного бонуса, USD

Фрахтователь

Сев. Китай

Перс. Залив

44382

35000

350000

STX Pan Ocean

Брисбейн

Япония

48821

40000

500000

Star

Рекалада

Япония

52174

50250

775000

Dreyfus

Сантос

Япония

56042

42500

600000

CNR

Мобайл

Япония

68636

48000

740000

CTP

Прайа Моле

Испания

69100

45000

800000

Transgrain

Сантос

Перс. Залив

69573

55000

1100000

SK Shipping

Мобайл

Д. Восток

69601

47250

860000

Practica

Сантос

Япония

73035

49750

975000

CNR

Прайа Моле

Скау-Пассеро

73193

45000

835000

Bunge

Такома

Д. Восток

73435

43500

770000

Dreyfus

Ривер Плейт

Д. Восток

74200

55000

1250000

Bunge

Прайа Моле

Сауд. Аравия

74716

57000

1000000

ETA Dubai

Прайа Моле

W/W

74744

51250

925000

Cargill

Миссисипи

Пассеро

74748

48500

800000

National Navigation of Cairo

Рекалада

Китай

74759

51000

1100000

Dreyfus

Рекалада

Д. Восток

75169

50250

1150000

Dreyfus

Рекалада

Сингапур/ Япония

75220

55000

1350000

CNR

Мобайл

Скау-Пассеро

75339

53000

925000

STX Pan Ocean

Сантос

Китай

77326

53000

1000000

Pioneer Metals

Источник: Freight World, Clarkson

Не прекращающийся уже четвертый год подряд фрахтовый бум (естественно, с определенными пиками и спадами) привел к значительным подвижкам и в мировом судостроении. Если в 1988 г. отрасль выдала «на гора» тоннаж общим объемом 8,5 млн. регистровых тонн, а в 2006 г. – 31 млн. рег. т, т.е. почти в 4 раза больше. А к 2009 г. эта цифра должна вырасти до 40 млн. рег. т.

Таким образом, сегодня мировая судостроительная промышленность представляет собой весьма интенсивно развивающуюся сферу производственной деятельности. Достаточно сказать, что в денежном выражении общий объем заказов в мире в 2004–2005 гг. составлял по $80 млрд., а в 2006 г. – $120 млрд.

Высокая стоимость судостроительной стали и комплектующих в совокупности с высоким спросом на новострой поддерживают высокие цены на вновь заказываемый тоннаж и способствуют увеличению прибыльности данного бизнеса. Например, южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding к концу I полугодия 2007 г. довела свой портфель заказов до $8 млрд. Этому способствовало то, что специализирующаяся ранее на газовозах LNG, верфь, в июне выкупила заказ на постройку 14-ти больших контейнеровозов к 17-ти уже заказанным с начала 2007 г. За весь же 2006 г. верфь получила заказы на строительство всего 4-х судов.

Портфель заказов другого южнокорейского гиганта Samsung Shipbuilding на середину года составил $8,6 млрд. Но лидером по-прежнему остается Hyandai Heavy Industry.

Цены на новострой в июне 2007 г.

Судостроительная верфь

К-во судов, ед.

dwt,

т

Срок поставки

Цена единицы,

млн. USD

Балкерa

Nanjing Dongzhe Shipyard

3

35000

2009

30,00

Kouan Shipbuilding

6

57000

2009-2011

40,00

Yangzhou Dayang Shipbuilding

5

58000

2009-2011

40,00

SPP Shipbuilding

7

59000

2010

40,50

Universal Shipbuilding

4

80000

2009-2010

43,00

Jingling Shipyard

4

92500

2010

48,00

Контейнеровозы

Shanghai Shipyard

4

3600*

2010

58,00

Танкер-химовоз

Jingang Shipyard

4

16500

2010

28б00

* – TEU

Источник: New Ships, Optima Reports

Фрахтовый бум оказал еще большое влияние на рынок подержанного тоннажа. Цены на современный подержанный тоннаж практически всех типов по-прежнему остаются заоблачно высокими. Причем это относится не только к самым ходовым балкерам типа «панамакс» или «суперхендимакс», для которых прирост цен за полгода составил $12,7 млн. (27,9%) и $14,0 млн. (34,5%) соответственно.

Уровень цен на балкера «сэконд-хэнд» в январе - июне 2007 г.

Тип тоннажа

Возраст

Дедвейт, т

Цена, тыс. USD

Начало января

Конец

июня

Изменения (+) (–)

«Панамакс»

мах 5 лет

74000

45665

58414

+12749

«Суперхендимакс»

мах 5 лет

52000

40620

54641

+14021

Источник: Baltic Sale&Purchase Assessment

О резко возросшей активности рынка подержанного тоннажа за последние годы свидетельствуют данные Clarksons, показывающие что, если в октябре 2002 г. среднемесячный объем продаж судов «сэконд-хенд» составлял около $500 млн. в месяц, то сейчас он достиг $3,6 млрд. Столь резкое увеличение объемов продаж главным образом связано с ростом стоимости подержанного тоннажа. Так, средняя стоимость продаваемого судна «сэконд-хенд» по данным того же источника в октябре 2002 г. составляла $6 млн., а в апреле 2007 г. – $24,6 млн.

Средний «хендисайз» дедвейтом 28000 т постройки 1995 г. в июне 2007 г. был продан за $30,5 млн., т.е. почти по $1100 за 1 т дедвейта. Для 12-летнего балкера, причем не самого ходового типоразмера, это высокая цена. Для сравнения можно привести продажу 12-ти летнего «панамакса» «SPARVEGA» дедвейтом 73350 т за $45,5 млн. ($552 за 1 т дедвейта). Интересно, что в 1995 г. судно было построено на Hyandai HI за $30 млн.

Такое положение вынуждает многих судовладельцев, желающих развивать свой бизнес, приобретать балкера возрастом 25 и более лет, чтобы масштаб цен хоть как-то соответствовал их инвестиционным возможностям.

Судовладельцы, у которых есть возможность привлечь значительные финансовые ресурсы, приобретают сразу по три-пять, а то и семь судов. В качестве примера можно привести приобретение норвежскими судовладельцами 3-х небольших сухогрузов дедвейтом 13000 т постройки 2003-2004 гг. за $55 млн. Семь небольших «хендисайзов» 1986-1999 гг. были куплены в блоке за $165 млн.

Естественно, что при существующем уровне фрахтовых ставок и цен на подержанный тоннаж, судовладельцы всячески стремятся продлить срок эксплуатации старого тоннажа вместо того, чтобы отправлять его на металлолом. Соответственно, на голодном пайке в последнее время остаются судоразделочные верфи, которым в основном достаются однокорпусные танкера. В условиях очень жесткой конкуренции на рынке судового металлолома в июне наметились некоторые подвижки между участниками.

До недавнего времени четыре из десяти идущих на слом судна попадали на судоразделочные верфи Бангладеш, где предлагались наиболее высокие цены на скрап. Однако после того, как Евросоюз запретил продавать в Бангладеш старые танкера (из-за условий труда рабочих), в лидеры вышли индийские разделочные верфи.

Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в июне 2007 г.

Тип тоннажа

Легкий вес, т

Цена по регионам разделки, USD/LDT

Индийский субконтинент

Китай

Танкеры для сырой нефти

15000-25000

520,75

297,08

Танкеры-продуктовозы

6000-10000

510,92

292,08

Балкеры

7000-12000

449,58

258,83

Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)

Таким образом, первый летний месяц 2007 г. в прямом и переносном смысле можно назвать жарким, как для фрахтового рынка балкерного тоннажа, так и неразрывно с ним связанных сопутствующих сегментов морской индустрии.

 

Валерий Войниченко, кандидат экономических наук.

Рубрики
Промышленные новости О
10 июля 2007
86
Вы видите только часть этого материала

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

рубрика
Промышленные новости

Полезное

Rusmet Expert

Что такое Rusmet Expert ?

Читать подробнее

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил баллистические испытания бронекерамики, которая может использоваться для защиты личного состава, сухопутной, воздушной и морской техники в составе композитной брони Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Подписаться на рассылку

Получайте самые новые новости одним из первых, с помощью нашей рассылки.

Материалы по теме