Главные новости
ММК инвестирует 3 млрд в улучшение продукции
19 сентября 2024
45
Технологии и модернизация
Металлы демонстрируют рост на мировом рынке на фоне снижения ставки ФРС
19 сентября 2024
61
Биржевые новости
«Северсталь» изготовила металлоконструкции для строительства котельной на Череповецком меткомбинате
19 сентября 2024
86
Промышленные новости
Evraz Steel Building выходит на рынок Средней Азии
19 сентября 2024
101
Новости компаний
5 апреля 2021
84

"Лавна" в активном поиске

Власти пытаются загрузить новый угольный терминал

Как стало известно "Ъ", стоимость строительства угольного терминала "Лавна" в Кольском заливе выросла в полтора раза, до 36 млрд руб. При этом загрузка терминала остается неочевидной: хотя власти планируют переваливать там 18 млн тонн в год с 2023 года, пока лишь два акционера проекта - "СДС-Уголь" и Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ) - готовы гарантировать грузопоток в объеме 10,5 млн тонн. ЦРПИ при этом готов дать гарантии на больший объем, если порт передадут ему в управление, а также может получить контроль в проекте через выкуп доли в размере 30% у другого акционера.

Стоимость строительства угольного терминала "Лавна" увеличилась в полтора раза, до 36,2 млрд руб. (ранее речь шла о 24 млрд руб.), следует из принятой правительством "дорожной карты" развития Мурманского транспортного узла (есть у "Ъ"). С 2023 года грузопоток в его адрес должен составить 18 млн тонн.

"Лавна" - ключевой объект Мурманского транспортного узла, решение о его строительстве было принято в 2012 году. Проект должен реализовываться по концессии, а его окупаемость должна быть гарантирована контрактами по схеме take-or-pay. По схеме, принятой в 2019 году, основные доли в Морском торговом порту (МТП) "Лавна" - по 30% - получили "Бизнесглобус", действующий в интересах Андрея Бокарева, и ЦРПИ. По словам собеседников "Ъ" на рынке, он связан со структурами Бориса и Аркадия Ротенбергов, впрочем, их представитель опровергла их причастность. Eще 25% - у "СДС-Угля", 10% - у подконтрольной ОАО РЖД "РЖД - Инфраструктурные проекты", 5% - у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). В конце 2020 года стало известно, что основные грузоотправители так и не подписали обязывающие соглашения о загрузке терминала и не все стремятся участвовать в проекте (см. "Ъ" от 21 октября 2020 года). Кроме того, возникли проблемы со строительством федеральной инфраструктуры (см. "Ъ" от 11 ноября 2020 года).

В своем письме от 9 марта в "Ространсмодернизацию" (подведомственна Минтрансу) гендиректор МТП "Лавна" Станислав Мультах пишет, что "компании-грузоотправители подтверждают обеспеченность загрузки "Лавны" углем в 18 млн тонн с 2024 года". Однако, как следует из приложенных писем, компании гарантировали только 10,5 млн тонн, в том числе 4,5 млн тонн - "СДС-Уголь". ЦРПИ говорил об объеме не менее 6 млн тонн при согласовании всех существенных условий между сторонами и Газпромбанком (подробнее о планах банка вложить 30 млрд руб. в проект см. "Ъ-Онлайн" от 7 июня 2019 года). Объемы планируется набрать за счет шахты "Заречная", разрезов "Инской" и "Белоярский", "Стройсервиса", "МелТЭКа", "Белкоммерца" и ПТК "Уголь". ЦРПИ подчеркивал, что "готов увеличить объемы переваливаемого угля" вплоть до 18 млн тонн при условии передачи порта в операционное управление и согласования договора перевалки "с учетом собственных требований". Также ЦРПИ выражал готовность увеличить долю в "Лавне", купив 30% у другого участника.

В этих условиях в начале апреля Минэнерго обратилось к угольщикам с просьбой предоставить данные о планируемых ежегодных объемах поставки угля в МТП "Лавна" с 2024 года (копия письма есть у "Ъ").

В Минэнерго и Минтрансе тему не комментировали. В ЦРПИ на запрос "Ъ" не ответили. В ГТЛК подтвердили получение письма от МТП "Лавна". "Мы не комментируем сделки до принятия соответствующих решений всеми акционерами МТП, а также правительством РФ в лице Минтранса",- заключили там. В угольных компаниях тему не комментировали. По данным "Ъ", ряд компаний по-прежнему не проявляют интереса к проекту.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что привлечение малых и средних угольных компаний - перспективный вариант формирования гарантированного грузопотока. При текущих ценах на энергетический уголь $92 за тонну в Австралии отправка угля в Азию через "Лавну" вполне экономически оправданна, говорит независимый эксперт Максим Худалов. Проблема в том, что подписать долгосрочный контракт на перевалку желающих будет немного. "Все помнят прошлый год и цену $50 за тонну, при которой даже отгрузка в восточном направлении была на грани рентабельности. Тем не менее с ростом загрузки БАМа якутскими углями все больше мелких производителей из Кемеровской области будут сталкиваться с проблемами при отправке угля на восток, так что северное направление будет вполне востребованным",- полагает он.

Источник: ИД «Коммерсантъ»

Рубрики
Энергоносители
5 апреля 2021
84
УгольныйТерминал
ТранспортровкаУгля
Лавна
Вы видите только часть этого материала

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

рубрика
Энергоносители

Полезное

Rusmet Expert

Что такое Rusmet Expert ?

Читать подробнее

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил баллистические испытания бронекерамики, которая может использоваться для защиты личного состава, сухопутной, воздушной и морской техники в составе композитной брони Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Подписаться на рассылку

Получайте самые новые новости одним из первых, с помощью нашей рассылки.

Материалы по теме