Минэкономразвития озадачилось проблемой рейтингования арбитражных управляющих
Министерство экономического развития
РФ подготовило и опубликовало законопроект "О внесении изменений в
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные
акты Российской Федерации". В документе существуют положения, согласно
которым будет осуществляться рейтингование арбитражных управляющих.
Для
этих целей в Законопроект вошло очень много положений, содержащих инструкции
для определения и достижения тех или иных параметров результативности
деятельности арбитражных управляющих. Проектируемые нормы Законопроекта пестрят
математическими формулами, которые должен будет применять суд, рассматривая
дела о банкротстве.
Однако,
на мой взгляд, с закрепленным Законопроектом подходом трудно согласиться. Он
представляется мне весьма механистичным. Использование механистического подхода
в регулировании гражданских правовых отношений допустить нельзя. Само
использование формул с технической точки зрения может существенно отяготить
процесс, так как в большинстве случаев потребует для проверки верности расчета
привлечения экспертов. Не проще ли изначально ориентироваться на экспертные
мнения, что больше соответствует мировой практике рейтингования? В таком
случае, суд сможет либо принять рейтинг, либо отвергнуть, либо потребовать
представления в качестве доказательств и/или экспертной оценки для проверки
рейтинга мнения иных агентств.
В
противном случае, принятие законопроекта приведет к удорожанию процесса
банкротства. Исходя из того, что он выстраивается вокруг банкротящегося актива
и неэффективного предприятия (то есть по существу неликвида), мы получим
отрицательную эффективность в конечном итоге. В результате этого пострадают
кредиторы, которые недополучат необходимую компенсацию, поскольку надо будет выделять
расходы на ведение процесса.
Закрадываются
сомнения в наличии у большинства судей, рассматривающих дело о банкротстве,
должной квалификации, необходимой для безошибочного применения математических
формул. Судьи должны применять законы, а не вести расчеты. Подход, использованный
в Законопроекте, повышает роль экспертного заключения в процессе о банкротстве.
Тем самым, судебное решение, при отсутствии соответствующей квалификации у
судьи, позволяющей осуществлять математические расчеты, может быть поставлено в
зависимость от заключения стороннего эксперта. Это выхолащивает значение
процесса и снижает роль судебного усмотрения.
Еще
в Древнем Риме был выработан правовой принцип «Summum ius - summa iniuria», который означает, что
точное следование букве закона является высшей несправедливостью. Следуя этому
правовому постулату, в законодательстве используются принципы, которые
раскрывают значение и применение всех входящих в него норм. То есть правовой
принцип - это тот вектор, который задается для применения любых норм
законодательства. Закрепленные законодательством принципы не могут быть
отменены или проигнорированы при применении любых норм, в том числе специальных[1], так как они сами являются
частью законодательства.
Согласно
Конституции РФ законы должны соблюдаться всеми гражданами, органами власти и
судами (пункт 2 статьи 15). Тем самым, любые нормы закона не могут быть
проигнорированы. В этом контексте не могут быть проигнорированы нормы статьи 1
Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), которая гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства
участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы
договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления
гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной
защиты (пункт 1). При установлении, осуществлении и защите гражданских
прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских
правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного
или недобросовестного поведения (пункты 3 и 4).
В
соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление
гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому
лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное
заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление
правом). Не допускается использование гражданских
прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим
положением на рынке. В случае несоблюдения
указанных требований суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом
характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в
защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные
меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Например, при невозможности использования аналогии закона
права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского
законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности
и справедливости (пункт 2 статьи 6 ГК РФ).
Таким образом, законодательством установлена дискреция
полномочий суда, отступать от формально соблюденных законом правил, если они не
соответствуют общим принципам и требованиям, предъявляемым к участникам
гражданского оборота. Это необходимо суду для того, чтобы соблюсти общие
принципы гражданского законодательства о справедливости, равенстве всех
участников, свободе договора, неприкосновенности собственности и частной жизни
(пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Введение математических формул существенно сужает возможность
суда применять указанные принципы, в связи с чем соответствующие положения
Законопроекта не согласуются с требованиями пункта 1 статьи 1 и пунктов 1 и 2
статьи 10 ГК РФ.
Учитывая изложенное, единственным правильным решением, на мой
взгляд, является ведение рейтинга арбитражных управляющих независимыми
агентствами по методикам, утверждаемым соответствующими саморегулируемыми
организациями. Только в таком случае возможно сохранить дискрецию суда при
вынесении тех или иных решений при банкротстве.
Андрей
Зеленин, Генеральный директор РА Русмет
[1] Законодательство
о банкротстве безусловно входит в ранг lex specialis (лат. «специальный закон») в
сфере гражданского законодательства.