Главные новости
Российские угольщики укрепляют позиции в Китае на фоне снижения индонезийского экспорта
23 июня 2025
36
Уголь Импорт и экспорт
Роботизированный бум: какие горнодобывающие компании выиграют от революции автоматизации
23 июня 2025
56
Промышленные новости
Африканские алмазодобывающие страны объединяются для продвижения природных камней
23 июня 2025
55
Промышленные новости
Благовещенский завод ОМК принял всероссийскую делегацию профсоюзных лидеров
23 июня 2025
2
Новости компаний
29 марта 2023
547

Минфин России готовит новые рекомендации по управлению непрофильными активами госкомпаний

Как стало известно редакции Русмет, Минфин России подготовил проект новой редакции методических рекомендаций по выявлению и отчуждению непрофильных активов компаний с государственным участием (далее – Проект и Рекомендации соответственно) Напомним, что действующая редакция Рекомендаций утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 № 894-р.

Ознакомившись с текстом Проекта и в целом поддерживая идею корректировки существующего документа Рекомендаций, следует остановиться на следующих основных недостатках разработанного Проекта.

Так, Проект в качестве основного документа, в соответствии с которым осуществляется реализация непрофильных активов госкомпаний, определяет Программу отчуждения непрофильных активов.

Полагаем, что это методологически весьма односторонний подход к проблеме, который лишает эффективности соответствующую систему.

Программа отчуждения непрофильных активов должна быть связана и основана на программе выявления непрофильных активов, в том числе в виде необходимого и утвержденного компанией плана. В Проекте о ней нет ни слова.

Износ оборудования, его амортизация объективно требуют принятия планов трансформации имущества из состава профильных активов в непрофильные. Эти процессы нуждаются в нормировании, поскольку отсутствие соответствующего плана выбытия активов, дает почву для их бесконтрольного произвольного списания, нелегального и нецелевого использования и по сути хищения, в том числе путем реализации по непрозрачным схемам по заниженной стоимости, еще до того, как актив станет непрофильным и попадет в реестр (последний случай наглядно показывает, как применение Рекомендаций в редакции Проекта будет практически заблокировано). Кроме того, компании с государственным участием будут нести бремя расходов на содержание формально профильных активов, которые по своему качественному определению уже должны (в силу нормативных сроков службы) являться непрофильными. Например, любой станок, линия электропередачи, автомобиль, трубопровод, отслужив свой ресурс или срок службы, должны превращаться в лом металлов, в отход – в непрофильный актив. Профильным активом указанные ресурсы будут только в том случае, если они используются в качестве вторичных материальных ресурсов самой компанией, у которых они образовались.

Последнее замечание предопределяет также корректировку Приложения к Проекту, где определяются критерии профильности/непрофильности активов. Так, истечение нормативных сроков службы актива, также должно быть положено в критерии отнесения его к непрофильному.

Как мы отмечали, Рекомендации имманентно должны содержать лучшие практики выявления и продажи соответствующего имущества, так как рекомендовать субъектам предпринимательства, действующим на свой риск, можно только наиболее эффективные, проверенные и опробованные модели поведения.

Вместе с тем Рекомендации не отвечают этим требованиям, что может послужить саботированию их применения, или применению их с обратными целями - не в интересах государственных компаний.

Так, Рекомендации указывают, что программа отчуждения непрофильных активов должна содержать порядок оценки непрофильных активов (абзац «в» пункта 6). Вместе с тем, сами Рекомендации в пункте 14 определяют порядок оценки непрофильных активов путем привлечения оценщика и решений совета директоров. Не ясно, как должны соотноситься соответствующие нормы.

В части оценки следует дополнительно отметить, что в целях исключения сепаратных сговоров при оценке активов, требуется, чтобы оценщики отбирались по критерию профессионализма, а цена их услуг не являлась главенствующим критерием при их выборе.

Кроме того, с переходом к электронным формам торгов, проведение торгов по реализации непрофильных активов целесообразно проводить на ЭТП, операторами которых выступают компании, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом электронная форма торгов должна быть выбрана в качестве приоритетной.

Рубрики
Законодательство
29 марта 2023
547
непрофильные активы
Минфин России
рекомендации
лом металлов
отходы
вторичные материальные ресурсы
Вы видите только часть этого материала

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Автор
Зеленин А.
Генеральный директор
рубрика
Законодательство

Полезное

Rusmet Expert

Что такое Rusmet Expert ?

Читать подробнее

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил баллистические испытания бронекерамики, которая может использоваться для защиты личного состава, сухопутной, воздушной и морской техники в составе композитной брони Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Подписаться на рассылку

Получайте самые новые новости одним из первых, с помощью нашей рассылки.

Материалы по теме