Главные новости
Роснедра готовят литиевые месторождения к разработке на фоне прогнозируемого дефицита
12 июня 2025
12
Цветная металлургия ре
Экспорт стали из Китая в январе-мае достиг рекордного уровня
12 июня 2025
82
Импорт и экспорт Черна
Конференция "Жигулевский лом": Самара готовится принять ключевое событие ломоперерабатывающей отрасли
11 июня 2025
903
Мероприятия Русмет
Золотопромышленники против обязательных биржевых продаж драгметаллов
11 июня 2025
169
Золото
24 сентября 2003
173

МПС не справляется с перевозками.

Железнодорожное ведомство пытается решить проблему нехватки вагонов и припортовых пробок, стимулируя перевозки в восточном направлении. Однако таким образом изменить что-то вряд ли удастся: на Транссибе много своих «узких» мест.

На днях представители Сибирско-Уральской энергетической компании (СУЭК) заявили, что из-за нехватки вагонов компания продолжает испытывать проблемы с отгрузкой красноярских и хакасских углей потребителям. Как отмечают в СУЭК, ежемесячно с МПС заключается договоренность о поставке необходимого количества вагонов, однако железнодорожное ведомство эту договоренность не выполняет, что и приводит к срыву поставок. Подобная ситуация наблюдается уже не первый год, и сейчас у МПС возникла новая идея разрешения проблемы: в конце августа были введены понижающие коэффициенты к тарифам на перевозку угля и черных металлов в направлении портов Дальнего Востока. МПС, по-видимому, надеется перебросить грузопотоки в восточном направлении и тем самым облегчить ситуацию в наиболее напряженных местах железнодорожных магистралей. Однако, по оценкам специалистов, Транссиб может не справиться с возросшим грузопотоком, как уже было этой зимой, а это не только не решит проблемы, но и может привести к еще большим сложностям на железных дорогах страны.

В настоящее время износ парка грузовых вагонов достигает 70%, а закупает Министерство путей сообщения (МПС) около тысячи грузовых вагонов ежегодно, тогда как раньше закупки достигали 14 тыс. в год. Так, в прошлом году на дороги было поставлено около 1440 грузовых вагонов, а это месячная норма 80-х годов. К тому же не удается удовлетворять текущие потребности в запасных частях для ремонта: в первом полугодии 2003 г. заявки по деталям для тележек вагонов выполнены менее чем на 70%, автосцепных устройств – на 30%, а дефицит колесных пар грузовых вагонов составляет 140 тыс. штук. То, что ситуация с подвижным составом неудовлетворительная, признает и руководство МПС. Еще год назад экс-министр путей сообщения Николай Аксененко заявлял, что для восстановления фондов МПС необходимы инвестиции в размере не менее 600 млрд руб. (только для производства одного грузового вагона необходимо порядка 20 тыс. долл.). При сохранении таких тенденций в 2004 году специалисты прогнозируют дефицит работоспособного подвижного состава.

Особенно тяжело приходится в этой ситуации угольщикам. В прошлом году перед началом отопительного сезона для перевозки кузбасского угля железнодорожники едва смогли собрать необходимые 10 тысяч грузовых вагонов. Причем для этого приказом по МПС была запрещена перевозка в вагонах строительных материалов и лесоматериалов. В этом году ситуация нисколько не улучшилась: представители СУЭК утверждают, что из-за нехватки вагонов продолжают испытывать проблемы с отгрузкой красноярских и хакасских углей потребителям. «В августе Красноярский филиал СУЭК получил на 3,3 тыс. грузовых вагонов меньше, чем железная дорога должна была поставить, – из-за этого план поставки был выполнен только на 76,2%, – сообщили RBC daily в пресс-службе компании. – Филиал СУЭК в Республике Хакасии недополучил 1,8 тыс. вагонов и смог отправить потребителям только 78,6% запланированного к перевозке угля». При этом в сентябре ситуация только ухудшилась: с начала месяца угледобывающие предприятия Красноярского края недополучили от согласованного количества 2,2 тыс. (23%) грузовых вагонов. «Мы понимаем, что сложная ситуация с вагонами наблюдается по всей России, однако недопоставки в размере 20% можно назвать ситуацией катастрофической», – сказал RBC daily пресс-секретарь СУЭК.

При этом само МПС отнюдь не считает сложившуюся ситуацию катастрофической, а уж тем более не видит в этом своей вины, объясняя это тем, что угольщики сами выбиваются из установленного графика и МПС не может обеспечить вагонами растущие поставки. Как сказали RBC daily в пресс-службе МПС, «накопление запасов угля на электростанциях производится с опережением графика, в том числе по углю на 1,1 млн т (6%)». Что касается компании СУЭК, то и тут в министерстве не видят своей вины. «СУЭК имеет проблемы с отгрузкой из-за несвоевременной подачи заявок на перевозку, позднего оформления перевозочных документов, отсутствия продукции, частых поломок углепогрузочных механизмов и нехватки собственных вагонов, – отметили в пресс-службе МПС. – Например, в сентябре текущего года из-за отсутствия собственных вагонов СУЭК недопоставила на Ачинский глиноземный комбинат 250 вагонов, а на красноярские ТЭЦ – 600». В то же время в самой компании говорят о том, что используют свой подвижной состав по максимуму. «Частично мы пытаемся решить проблему нехватки подвижного состава своими силами, используя собственный вагонный парк и вагонный парк потребителей. Однако на сегодня у нас есть только 450 вагонов, а это очень немного», – сказал RBC daily пресс-секретарь СУЭК.

Однако совсем не обращать внимания на проблемы с перевозками МПС, к счастью, все-таки не может – 29 августа на заседании Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК) было принято решение установить до 31 декабря этого года исключительные тарифы на завоз в Дальневосточный федеральный округ и Архангельскую область каменного угля и мазута. При условии, что расстояние не превышает 5 тыс. км, для каменного угля они составили 0,9, а для топочного мазута – 0,72. Кроме того, было решено установить исключительные тарифы и на экспортные перевозки черных металлов через порты Дальнего Востока и порт Новороссийск. В отношении Новороссийска был введен повышающий коэффициент (его величина составила 1,12 при условии, что дальность перевозки не превышает 230 км), а в отношении дальневосточных портов ситуация обратная. В зависимости от дальности перевозок и типа вагонов коэффициенты здесь варьируются от 0,57 до 0,98.

В самой ФЭК говорят о том, что эти поправки никакого отношения к проблемам с нехваткой вагонов не имеют. «Это сделано для того, чтобы сохранить действующий уровень тарифа, – сказал RBC daily начальник управления регулирования железнодорожного транспорта ФЭК Павел Иванкин. – Так, Новороссийск сейчас – один из самых загруженных портов. Введение нового прейскуранта № 10-01 привело к понижению тарифов в отношении этого порта, поэтому было принято решение поднять тарифы до уровня, который был раньше, чтобы не создавать там серьезных проблем с отправкой грузов». По словам Павла Иванкина, такая практика применяется уже не первый год и никак не влияет на обеспечение перевозчиков подвижным составом. Но в МПС все же рассчитывают на косвенное влияние изменения тарифов: ведь в сложившихся условиях перевозчикам выгоднее будет везти грузы в восточном направлении. «МПС пытается максимально загрузить Транссиб, который сейчас используется далеко не в полной мере, и в некоторой степени ликвидировать отставание дальневосточных портов. У них еще есть резерв развития, в то время как новороссийский и санкт-петербургский порты работают на пределе своих возможностей», – сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян.

Однако специалисты склонны предполагать, что перебросить грузопоток и тем самым ликвидировать проблемы на железной дороге вряд ли удастся. «Быстро переориентировать поток грузов нельзя: необходимо подготовить и согласовать планы прихода вагонов, погрузки судов и так далее, – говорит г-н Тертерян. – А для таких грузов, как уголь или металлы, на это потребуется около двух месяцев». Однако даже в том случае, если часть перевозчиков пойдет на Восток, непонятно, на что рассчитывает МПС. Ведь еще этой зимой только на подъездах к порту Восточный в пробках стояло около 9 тыс. вагонов с углем, что едва не парализовало работу всего Транссиба. А потери самого МПС от этого затора составили порядка 5 млрд руб. В этих условиях может получиться так, что действия МПС не только не решат проблемы угольщиков и портовиков, но и, наоборот, приведут к еще большим сложностям на российских железных дорогах.

Отдел экономики

Рубрики
Промышленные новости И
24 сентября 2003
173
Вы видите только часть этого материала

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

рубрика
Промышленные новости

Полезное

Rusmet Expert

Что такое Rusmet Expert ?

Читать подробнее

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил баллистические испытания бронекерамики, которая может использоваться для защиты личного состава, сухопутной, воздушной и морской техники в составе композитной брони Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Подписаться на рассылку

Получайте самые новые новости одним из первых, с помощью нашей рассылки.

Материалы по теме