Главные новости
Временное прекращение производства никеля в Австралии
17 июля 2024
14
Никель
Сталелитейная промышленность Ирана сталкивается с проблемами на фоне корректировки цен и производственных ограничений
17 июля 2024
27
Черная металлургия
Разнообразие цен на арматуру в Египте
16 июля 2024
86
Черная металлургия
Ценовая гонка платины и палладия
16 июля 2024
82
редкоземельные металлы
10 января 2003
34

МПС не знает, как потратить $100 млн.

Министерство намерено инвестировать три миллиарда рублей в производство "вагонов нового типа". Однако деньги эти могут быть потрачены впустую.

В начале января МПС приготовило подарок Воронежскому вагоноремонтному заводу – решило увеличить инвестиции в его модернизацию в текущем году почти в 6 раз. Всего в это предприятие до 2006 г. обещано вложить три миллиарда рублей. После этого в Воронеже появится новый вагоностроительный завод, выпускающий пассажирские вагоны нового типа (скорость движения до 200 км/ч, улучшенная шумоизоляция и плавность хода). Парадокс в том, что в России уже есть предприятие, выпускающее такие вагоны, – Тверской вагоностроительный завод, и его мощностей вполне хватит для того, чтобы удовлетворить спрос МПС на новую технику. Однако тверское предприятие принадлежит не министерству, а структурам, которые якобы контролируются бывшими чиновниками МПС.

Окончательно судьба Воронежского завода прояснится в конце месяца. В министерстве подчеркивают, что к этому сроку может быть принято окончательное решение, на что именно пойдут инвестиции. «Вопрос с Воронежским заводом пока еще рассматривается. Предприятие хочет выпускать новые вагоны, однако их может выпускать и Тверской завод. Так что мы на коллегии, которая пройдет в конце января, возможно, будем рассматривать, целесообразно это или нет», - сказал РБК Валентин Марков, начальник отдела заказа и заводского ремонта пассажирских вагонов Департамента пассажирских сообщений МПС. На предприятии, напротив, вопрос о производстве новых вагонов считают уже решенным. Генеральный директор Валерий Николаев уже сообщил журналистам, что полученные средства пойдут на закупку оборудования для выпуска новых вагонов. Инвестиции в три миллиарда были обоснованы представителями завода на Экономическом совете МПС России в сентябре 2002 г. Более того, в Воронеже даже называют конкретные объемы производства – 350 «новых» вагонов в год.

Эти планы вызывают удивление на Тверском вагоностроительном заводе – пока единственном предприятии в России, выпускающем новые пассажирские вагоны. В середине 90-х годов МПС собиралось вложить в модернизацию тверского предприятия также около 3 млрд руб., желая наладить выпуск современного пассажирского состава. Эти деньги МПС вроде бы даже получило от правительства. Однако в результате заводу пришлось обходиться своими силами. «Мы так и не получили этих средств, поэтому выпуск новых вагонов предприятие наладило самостоятельно», - сказал РБК один из менеджеров предприятия.

Руководство тверского предприятия утверждает, что может ежегодно собирать не менее 700 новых вагонов, однако МПС не готово заказывать больше 300. Объяснения железнодорожников логичны. Пока такие вагоны нельзя или не имеет смысла эксплуатировать на всех дорогах: не все станции могут принимать новые вагоны и не все действующие дороги рассчитаны на высокие скорости движения. «Эти вагоны рассчитаны на «высокий» перрон и на скорость движения до 200 км/ч, которые не везде возможны», - говорят на самом тверском предприятии. В результате современные вагоны работают только на маршруте «Москва – Санкт-Петербург» в составе скоростного поезда «Невский Экспресс», а МПС, по-прежнему, чаще закупает старую модернизированную технику. Однако, учитывая эти обстоятельства, совершенно непонятно, зачем МПС собирается потратить почти 100 млн долл. на развитие производства аналогичных вагонов в Воронеже, когда оно и наполовину не загружает своими заказами тверское предприятие. Даже если согласиться с тем, что через три-четыре года будет закупаться больше 1000 новых вагонов (оценка Департамента пассажирских сообщений МПС) и тверскому заводу не хватит действующих мощностей для их производства, то логичней инвестировать в расширение производства вагонов в Твери, а не в создание нового завода в Воронеже. Единственное логичное объяснение: МПС, которое долго, но безуспешно пыталось установить контроль над Тверским заводом, теперь просто хочет построить собственное «карманное» предприятие.

Тверское предприятие принадлежит двум основным акционерам - интересы государства представляет Министерство имущественных отношений, которое распоряжается 42,5% акций, а блокирующим пакетом владеет компания «Росвагонмаш», которая якобы связана с бывшим руководством МПС. В течение всего прошлого года МПС убеждало Минимущества передать госпакет себе в управление, но поддержки не получило. Конфликт между МПС и тверским предприятием выплеснулся на публику летом 2002 г., когда в отраслевой газете «Гудок» новые тверские вагоны были раскритикованы за «низкое качество изготовления». По данным Октябрьской железной дороги, за год эксплуатации совокупный простой вагонов якобы составил 150-200 суток, из-за чего использование новой техники обернулось убытками. Конфликт усугублялся тем, что МПС не устраивал механизм продажи тверских вагонов. Договор на поставку был заключен не с самим заводом, а с «Росвагонмашем», который, по мнению железнодорожников, не мог организовать в сжатые сроки гарантийный ремонт.

Конечно, инвестиционные возможности МПС позволяют построить новое предприятие, вместо того чтобы договориться о сотрудничестве с тверским заводом. Тем более что правительство, которое уже изучило инвестиционную программу МПС на 2003 г., не стало выступать против того, чтобы создать за 100 млн долл. еще один «вагон нового поколения». Однако в условиях дефицита средств, необходимых для инвестиций в основные фонды, есть большая вероятность того, что эти деньги МПС потратит в конечном итоге впустую. Более логичным представлялось бы потратить данные средства на модернизацию самих железных дорог, чтобы по ним все-таки смогли ездить «вагоны нового поколения».

Впрочем, собеседники РБК не исключили и того, что инвестиции в Воронежский завод делаются с прицелом на его перепродажу в ходе реформирования железнодорожной монополии. Если к реформе приступят в этом году, то через три года начнется этап, на котором ОАО «Российские железные дороги» будет избавляться от непрофильного бизнеса. В непрофильные активы попадет и воронежский завод, который к тому времени станет самым современным предприятием отрасли. Это позволит найти щедрых покупателей для завода, как из числа новых инвесторов, например металлургических компаний, так и из числа акционеров других заводов.

Рубрики
Промышленные новости
10 января 2003
34
Вы видите только часть этого материала

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

рубрика
Промышленные новости

Полезное

Rusmet Expert

Что такое Rusmet Expert ?

Читать подробнее

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил баллистические испытания бронекерамики, которая может использоваться для защиты личного состава, сухопутной, воздушной и морской техники в составе композитной брони Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Подписаться на рассылку

Получайте самые новые новости одним из первых, с помощью нашей рассылки.

Материалы по теме