Отмена скидки на перевозку угля
Предложение Минтранса о полной отмене скидки на перевозку угля по железной дороге вызвало реакцию в угольной отрасли. С 2022 года, когда скидка временно не применялась, угольщики столкнулись с падением цен и высокими расходами на доставку, что привело к угрозе рентабельности экспорта.
Согласно письму замминистра транспорта Валентина Иванова в Минэнерго от 30 марта, Минтранс и РЖД предложили на постоянной основе отменить понижающие коэффициенты на перевозку угля с 2025 года. Эти коэффициенты рассматривались как стимул для угольных компаний увеличивать экспорт своей продукции.
Отмечается, что понижающий коэффициент применялся к тарифам на перевозку угля исключительно для стимулирования экспорта, начиная с определенных расстояний. Однако с учетом изменений в структуре и объемах перевозок после введения эмбарго на поставки российского угля странами ЕС, пришлось пересмотреть эту практику.
Эксперты отмечают, что высокие ставки аренды подвижного состава и повышение тарифов на перевозку угля привели к серьезным финансовым трудностям для угольных компаний. Средняя ставка на полувагоны за 2023 год выросла на 32%, а ставки на перевалку угля на терминале «ОТЭКО-Портсервис» увеличились в два раза.
Предложение Минтранса вызвало опасения в отрасли относительно устойчивости экспортного сегмента. В то время как некоторые угольные компании вынуждены были переориентировать свои поставки на другие рынки в условиях эмбарго, другие сталкиваются с трудностями из-за высоких затрат на перевозку.
Однако решение по отмене скидки еще предстоит принять, и необходимо тщательно взвесить все факторы, чтобы минимизировать негативное воздействие на угольную промышленность и сохранить конкурентоспособность российского угля на мировых рынках.