Проект Simandou поможет Китаю снизить зависимость от Австралии
Интерес к африканским месторождениям увеличивается, поскольку Китай стремится уменьшить зависимость от поставок железной руды, необходимой для производства стали, из Австралии и Бразилии.
Главным приоритетом для Китая стало огромное неразработанное железорудное месторождение в Западной Африке, именуемое Simandou. Этот горный массив простирается на 110 километров в глубине лесов юго-восточной Гвинеи и содержит одни из крупнейших в мире неразработанных запасов высококачественной железной руды, с прогнозируемой годовой производительностью в 120 миллионов тонн.
Китайские транснациональные корпорации (China Baowu) заинтересовались этими обширными месторождениями и подписали соглашения о разработке рудника Simandou. Это происходит в контексте замедления экономики Китая, что заставляет страну более осторожно выбирать проекты для финансирования в рамках инициативы «Пояс и путь».
Однако строительная отрасль, которая потребляет большое количество стали и алюминия, продолжает получать значительные инвестиции. Недавно на третьем форуме «Пояс и путь» в Пекине проект Simandou был одним из крупнейших по инвестициям в горнодобывающую промышленность среди китайских проектов сотрудничества.
Кроме того, в этот список также входят проекты, такие как медно-кобальтовый рудник Kamoa в Демократической Республике Конго (ДРК) и проект калийного рудника Kururi в Эритрее.
Данные судовых брокеров Banchero Costa показывают, что в прошлом году 69% поставок железной руды в Китай пришли из Австралии, что в три раза больше, чем из Бразилии, занимающей второе место в списке поставщиков.
Проект Simandou стал объектом долгих задержек из-за юридических споров о правах собственности и отсутствия необходимой инфраструктуры, включая железную дорогу для транспортировки руды из удаленных регионов Гвинеи в морские порты.
Тем не менее, растущий интерес Китая к проекту привел к тому, что китайские компании согласились финансировать как разработку месторождений, так и создание необходимой инфраструктуры, включая строительство железнодорожной линии и порта. В марте прошлого года руководство Гвинеи достигло соглашения с компанией Rio Tinto и китайским консорциумом, поддерживаемым Пекином, о возобновлении работы на руднике Simandou после разрешения инфраструктурных споров. С июля этого года переходное правительство Гвинеи заключило соглашения с китайскими компаниями и Rio Tinto о разработке рудника, а также о строительстве 650-километровой трансгвинейской железнодорожной линии и порта в столице Конакри.
Согласно старшему аналитику по железной руде в CRU Group капитальные затраты на проект Simandou оцениваются более чем в 20 миллиардов долларов, а цена безубыточности для рудника на начальном этапе ввода в эксплуатацию составит 70 долларов за тонну, уменьшаясь до 60 долларов за тонну при работе на полную мощность.
Аналитики считают, что гвинейская железная руда поможет Китаю диверсифицировать своих поставщиков и уменьшить зависимость от Австралии, особенно в контексте напряженных отношений в последние годы. Этот проект также поможет стране достичь ресурсной безопасности и улучшить декарбонизацию цепочки создания стоимости стали, так как Simandou предлагает руду более высокого качества.
Старший научный сотрудник Центра глобального развития в Вашингтоне и бывший министр Либерии отметил, что инвесторы сталкивались с постоянной сменой правительств в Гвинее из-за настойчивых требований связать разработку рудника Simandou с созданием базовой инфраструктуры, включая глубоководный морской порт в Конакри и железную дорогу, протягивающуюся через всю страну. Инвесторы считают, что одни только затраты на инфраструктуру делают проект неэффективным.
Исследователь Китая и Африки из Южноафриканского института международных отношений в Йоханнесбурге утверждает, что Китай желает добывать руду более высокого качества. Строительство нового глубоководного порта Лекки в Нигерии, спонсируемого Китаем, может облегчить транспортировку железной руды из Гвинеи и других стран Западной Африки в Азию на крупных контейнеровозах, что снизит транспортные расходы.
Она также отметила, что на саммите БРИКС в Йоханнесбурге в августе председатель Китая Си Цзиньпин представил план по содействию индустриализации в Африке, использование руды Simandou может стать частью этого плана.
Лиз Гао из CRU Group подчеркнула, что Китай стремится диверсифицировать своих поставщиков железной руды, чтобы уменьшить зависимость от Австралии и Бразилии, которые поставляют 82% мировой железной руды морским путем. С учетом стремления сталелитейной промышленности к декарбонизации сектора, спрос на более высокосортные руды возрастет. Рудник Simandou с годовой мощностью экспорта в 120 миллионов тонн высококачественной руды представляет собой хороший вариант.
В сентябре китайская China Baowu Steel Group подписала соглашение с консорциумом Consortium Simandou о разработке блоков 1 и 2 северной части проекта Simandou и связанных с ними инфраструктурных проектов. Источник South China Morning Post