С прицелом на Турцию
Группа «Мечел» победила в конкурсе ОАО «РЖД» на продажу двух причалов производственного комплекса «Порт Темрюк». На купленных площадях компания планирует осуществлять углеперевалочные работы. По утверждению экспертов, на модернизацию приобретенных активов необходимо не менее 10 млн долл. Конкурс по продаже двух недостроенных причалов с инфраструктурой производственного комплекса Темрюк (Таманское побережье Азовского моря) РЖД провели в конце декабря 2007 года. В состав лота входили подъездные пути и причальная набережная с относящимися к ним земельными участками общей площадью 147 тыс. кв. м. Стартовая цена лота составляла 45 млн долл. По мнению первого заместителя гендиректора Таганрогского морского торгового порта Дмитрия Лисина, стартовая цена была несколько завышена. Справедливой он считает стоимость в 20 млн долл. «Порт Азова недавно выставляли на торги по цене 35 млн долл., и актив там поинтереснее будет», — аргументирует он свою оценку. В числе критериев отбора победителя РЖД называли не только лучшую цену, но и минимальный срок введения объектов «Темрюка» в эксплуатацию с выводом комплекса на мощность не менее 1,3 млн т грузов в год, а также готовность трудоустроить 18 освобожденных от должности работников СКЖД. Процент готовности объекта на момент продажи, согласно конкурсной документации, составлял 70—90%. Капитан порта «Темрюк» Богдан Мельник рассказал РБК daily, что из двух предложенных причалов «первый работает, второй нужно достраивать». По его словам, на предлагаемой площади «есть место для строительства третьего причала, которое идеально подходит для компаний-угольщиков». На приобретенных активах группа «Мечел» намерена осуществлять углеперевалочные работы. В сентябре 2007 года компания уже приобрела два причала портового комплекса «Темрюк-Сотра». Своими планами по вкладам в развитие новоприобретенных причалов и инфраструктуры в компании делиться не захотели. По мнению генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, сумма, которую придется потратить «Мечелу» на развитие причалов, составит не менее 10 млн долл. «Вообще, причалы не годны для угольного бизнеса, — полагает он. — Они рассчитаны на маломерные суда и не очень удобные, слишком малые глубины. Да и Азовское море после всех катастроф не самое лучшее место для развития стивидорного бизнеса». Дмитрий Лисин тоже полагает, что для судов, способных принимать до 5 тыс. т, глубина 6,4 м слишком мала. «Этот нюанс, возможно, заставит увеличить капиталовложения на развитие прибрежной инфраструктуры. Да и предлагаемые РЖД площади маловаты для угольного бизнеса», — считает г-н Лисин. По словам эксперта «Финама» Дениса Горева, принадлежащая «Мечелу» горнодобывающая компания «Южный Кузбасс» в прошлом году начала реализовывать крупный инвестиционный проект стоимостью 700 млн долл. Его цель — увеличить к 2010 году объем угледобычи до 25 млн т. В то же время в Турции в результате строительного бума и, соответственно, возросшего спроса на металл местная металлургическая промышленность нуждается в росте поставок угля как сырья для метзаводов. Именно для его перевалки, полагает г-н Горев, «Мечелу» и понадобились портовые активы «Темрюка».