США и Китай развернули гонку за владением месторождениями в Африке
Месторождение «Shinkolobwe», распложенное в Верхней Катанге Демократической Республики Конго, является крупнейшим урановым рудником в мире. Также там содержатся богатые запасы кобальта, лития, марганца, цинка и редкоземельных металлов. За возможность разработки месторождений сейчас борются мировые державы – такие, как Китай и США.
Месторождение в Верхней Катанге имеет богатую историю. Полвека назад, еще во времена Второй мировой войны, на нем добывалась руда, которую использовали в Манхэттенском проекте для создания атомной бомбы. В то период тайно было получено более 3 тыс. тонн настурана и других перемеженных солями урана пород. Сырье доставляли в порты, откуда транспортировали в США. Стратегическое значение имела железная дорога, пролегавшая до Атлантического океана и построенная британцами в 30-е.
В настоящий момент США пытаются добиться контроля над той же железной дорогой, однако теперь в центре внимания – возможность добычи важных элементов, необходимых для производства востребованных солнечных батарей, электромобилей, конденсатов, генераторов.
Конго – одна из самых бедных стран мира с высокой социальной напряженностью, страдающая от коррупции и беззакония с середины прошлого века, когда она обрела независимость от Бельгии. При этом о расположении на территории страны важнейших источников урана, писал еще Альберт Эйнштейн в 1939 году. Шахты в Катанге были закрыты в 60-е, но содержание урана составляет 80%, что в 800 раз больше, чем в действующих рудниках.
Все эти причины вместе становились причинами скандалов, связанных с незаконной добычей сырья. Так, неделю назад Демократическая республика инициировала иск против «Apple», обвиняя компанию в использовании таких материалов при производстве смартфонов. «Apple» это утверждение отрицает.
Отметим, что Демократическая Республика Конго (ДРК) содержит 70% мировых запасов кобальта, на который к 2040 году прогнозируют увеличение спроса в 20 раз. В то же время ожидается, что потребление лития вырастет в 40 раз, ДРК обладает крупнейшими запасами этого металла, а также высококачественными месторождениями цинка, меди и марганца.
Основным препятствием для получения полезных ископаемых является обеспечение безопасной транспортировки сыпучих материалов на большие расстояния в стране с малоразвитой инфраструктурой.
Китай на протяжении двух десятилетий стремился укрепить свои позиции, получая контроль над конголезскими ресурсами в рамках инициативы «Один пояс – один путь», предоставляя ДРК кредиты и реализуя крупные инфраструктурные проекты. С недавнего времени к нему присоединились США, пытаясь улучить улучшить железнодорожное сообщение, необходимое для транспортировки ресурсов из Катанги. Инвестиции в проект составили 560 млн долларов, это одно из самых крупных инфраструктурных вложений страны в Африку. Администрация Байдена акцентировала внимание на необходимости модернизации старой железной дороги, связывающей ангольский порт Лобито с Катангой, а также с побережьем Индийского океана в Танзании.
Новый коридор откроет возможности для торговли в регионе, позволяя перевозить как минеральные ресурсы, так и сельскохозяйственную продукцию из ранее недоступных территорий.
Одним из ключевых станет вопрос о необходимости следования точно старому маршруту дороги, которая проходит через Анголу и далее в Демократическую Республику Конго, а затем спускается в Замбию.
Участок в Анголе был восстановлен после разрушений, причиненных продолжительной гражданской войной, которая длилась 15 лет. В то же время, участок в ДРК фактически не функционирует и требует полной реконструкции. Одним из возможных решений может стать изменение направления после выхода из Анголы и прокладка пути в Замбию, минуя ДРК. Таким образом, грузы и минеральное сырье могли бы доставляться из ДРК автотранспортом для последующей погрузки на поезда.
Планирование инфраструктурных инвестиций в ДРК омрачено коррупцией и постоянными проблемами с правосудием, поэтому эксперты считают, что предпочтительнее рассматривать вариант через Анголу и Замбию.