Толкование закона вызывает судебные процессы
20 декабря 2017 г. в НИТУ «МИСиС» состоится Круглый стол «Деловой России» и НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» при участии представителей ведомств и предпринимателей по вопросам унификации таможенного законодательства, применяемого в отношении экспортеров лома.
Поддержание баланса экспорта является одним из необходимых на текущий момент инструментов функционирования отечественного рынка ломозаготовки. Работа по международным экспортным контрактам помогает поддерживать необходимый уровень ломосбора в стране, позволяя минимизировать экономические риски предпринимателей, связанные с колебанием цен на лом, сезонностью потребления и заготовки лома внутренними потребителями-металлургическими заводами и предоставлением российским заводам льготных условий поставки лома без предоплаты и\или с отсрочкой платежей. Экспортная составляющая отечественного рынка лома является относительно постоянной, объемы вывозимого с территории России сырья за последние 3 года менялись незначительно, доля экспортируемого лома в общем объеме ломозаготовки составляет не более 10-13%.
Кроме того, ежегодно в Россию по экспортным контрактам поступает свыше 700 млн. долларов валютной выручки от реализации лома металлов.
Содействию в развитии внешнеторговых отношений должна содействовать таможенная служба. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации (Распоряжение от 28 декабря 2012 г. № 2575) одной из ключевых задач ставит совершенствование таможенного регулирования, в частности разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, касающихся совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в целях реализации курса на модернизацию и технологическое развитие страны, а также поддержку научно-технической сферы.
Однако, принятая в настоящее время позиция таможенных органов по навязыванию компаниям – экспортерам смены условий договоров по внешнеэкономической деятельности, а также безосновательному приравниванию экспорта лома к контрабанде, не только не содействует повышению эффективности процедур или пополнению государственного бюджета, но противоречит международным соглашениям, нарушает конституционные права компаний, приводит к приостановке деятельности добросовестных игроков и при не урегулировании грозит падением рынка лома в России.
Картинки по запросу экспортФормальным поводом для инициации таможенными органами дополнительных мер в отношении экспортеров лома этого стало разночтение трактовки пунктов Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 №191 и противоречие содержания ряда вышеназванных правил Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Вопреки сложившейся с начала 2000-х гг 15-летней практики формирования таможенной стоимости лома и успешного прохождения всеми экспортерами камеральных проверок, были пересмотрены результаты проверок декларантов за 2013-2017 гг. и изменена практика формирования таможенной стоимости товара без корректировки нормативно-правовой базы а, которой ранее руководствовались таможенные органы при проверках. В таможенную стоимость была включена сумма начисленной пошлины вопреки условиям действующих контрактов экспортеров с иностранными контрагентами, в которых четко установлено, что пошлина не входит в стоимость товара и оплачивается за счет покупателя по отдельному договору и паспорту сделки, в соответствии с условиям ИНКОТЕРМС.
В результате по итогам новых камеральных проверок в 2016-2017 гг. всем компаниям-экспортерам лома доначислены пошлина и пени плюс штрафные санкции в размере 50% от доначислений за 3-х летний период работы, возбуждены административные и уголовные дела . Причем суды формально относятся к процессам, вынося типовые решения с явными нарушениями и без внимания к проблеме отрасли.
Принимая во внимание ключевые вопросы сформирована следующая повестка дня Круглого стола Комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» и НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»:
— проблемы применение Перечня стратегически важных товаров, включающего лома металлов, утвержденного Постановлением Правительства от 13.09.2012 №923, получившего расширительное применение и толкование.
— проблемы применение Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191
— незаконное привлечении декларантов к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ
-неправомерное возбуждение уголовных дел по обвинению в контрабанде лома без состава преступления и умысла
— влияние ослабления отрасли на экономику, экологию и международные отношения России
Мероприятие состоится в рамках Предпринимательского форума «НДС на металлолом. Поправки Минфина в Налоговый Кодекс РФ-2018».
Предварительная регистрация на круглый стол и форум обязательна
Контакты оргкомитета +7(495) 980-06-08 sro@ruslom.com