ВЭФ-2024: Развитие Восточного полигона позволит увеличить пропускную способность железных дорог до 270 млн тонн к 2032 году
Мощности Восточного полигона вырастут на 37 млн тонн, рассказал первый замминистра транспорта Валентин Иванов на сессии Восточно-экономического форума «Логистическая связанность России. Влияние состояния транспортных коридоров на развитие». Это будет реализовано в рамках исполнения майского указа №309Президента России, согласно которому необходимо увеличить в 1,5 раза объем грузоперевозок по международным транспортным коридорам к 2030 году.
В настоящий момент пропускная способность железной дороги в направлениях Россия – Казахстан – Китай – Монголия составляет 173 млн тонн, при этом к 2030 году ее планируется увеличить до 210 млн в рамках нацпроекта «Транспорт». Однако Валентин Иванов пояснил, что сейчас запущено несколько проектов, в том числе, с внебюджетным финансированием, которые позволяет еще увеличить мощности.
«Строительство четырех внеклассных сооружений – Северомуйский тоннель, Кадарский и Кузнецовский тоннели, мост за Амур - позволит к 2032 году увеличить до 270 млн мощность Восточного полигона. Это в два раза увеличит объем экспорта, который идет по железной дороге в этом направлении. Сейчас оно самое дефицитное, не все грузы можем провести. Реализованные мероприятия должны этот дефицит убрать, мы должны двигаться в направлении тех рынков, которые у нас наиболее востребованы», - отметил он.
Иванов также рассказал о других направлениях модернизации опорной сети ключевых видов транспорта, которую предусматривает нацпроект «Эффективная транспортная система».
В рамках развития международного транспортного коридора Север-Юг запланированы строительство нового участка железной дороги на территории Ирана, усиление железнодорожной инфраструктуры на территории Азербайджана, а также новый пункт пропуска и станция «Самур» на границе Азербайджана и России. Это позволит увеличить перевозки по западному маршруту почти в 2,5 раза – с 8 млн до 15-20 млн тонн.
Кроме того, планируется увеличение железнодорожных подходов и модернизация портов в направлении азово-черноморского побережья – Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Тамань. В текущий момент там реализуется 125 млн тонн груза, но к 2030 году эта цифра вырастет до 152 млн.
Участники сессии подчеркнули, что в последние два года с учетом международных вызовов логистика перестраивается на восток и переориентируется на азиатские рынки. Это требует обширного комплекса мер по развитию транспортной системы, который должен быть реализован незамедлительно.