Война только начинается
/Артем Зверев, Rusmet.ru / На этой неделе нас ожидают показательные выступления команды Rio Tinto, которая постарается доказать всему прогрессивному человечеству, что BHP Billiton ей совсем не пара. Разумеется, сама компания не расценивает свою лондонскую презентацию, которая окончится вечером в понедельник, как «боевые действия», однако даже сторонним наблюдателям ясно, что исполнительный директор компании, планирующий рассказать о «ценности компании и ее проектов», будет, скорее всего, повышать прайс. Пока неясно, чего же все-таки хотят акционеры Rio Tinto – чтобы их оставили в покое, либо же чтобы за их «непокой» вместо трех к одному (три акции BHP Billiton за одну Rio Tinto) дали четыре, а то и больше?
Уже известно, о чем будет говорить исполнительный директор компании Том Элбаниз. Прежде всего, компания расскажет о своих наиболее удачных проектах, проанализирует свой опыт по разведке и освоению новых месторождений, а также совершит небольшой (или большой, как получится) «наезд» на аналогичные показатели у BHP Billiton. Акцент в презентации будет сделан на опыте развития медных месторождений, приобретенных у BHP Billiton. Рассказать есть о чем – на медном месторождении La Granja, купленном в 2005 г, Rio Tinto удалось увеличить объемы добычи в два раза, а на месторождении Oyu Tolgoi объемы добычи достигли 440 тыс.т в год.
BHP Billtion также не греется под австралийским солнцем – компания проводит в жизнь свои тактические маневры. Маркус Клопперс – глава компании, пока конкуренты готовили презентацию, купил себе билет до Шанхая. В субботу, по информации австралийской прессы, он был еще там. Г-н Клопперс, видимо, пытается убедить руководство китайских компаний (известно, что в план его визита входит посещение Baosteel), что китайская сторона не пострадает из-за слияния компаний. М.Клопперс уже побывал в Японии и Южной Корее, видимо, убеждая клиентов, что сделка ничего плохого им не сулит, наоборот, синергетический эффект позволит снизить компании-гиганту издержки, а это положительно скажется на ценах. Забегая вперед, скажу, что руководство Rio Tinto не очень то верит в синергетический эффект, по крайней мере, для своей компании.
Китай, тем не менее, тревожится все равно. Разумеется, то к чему так долго шли китайские производители, увеличивая свою «переговорную силу» в отношении обсуждения цен на будущий год, может в мгновенье ока превратиться в дым. Если горнорудные компании сольются, то Китаю придется иметь дело всего лишь с двумя производителями, один из которых -- новая компания BHP Billiton и Rio Tinto – будет заправлять почти всеми австралийскими поставками Китай. По предварительным оценкам, в случае слияния, гигант BHP Billiton + Rio Tinto будет поставлять в Поднебесную более 40% всей импортной китайской руды.
Китайская ассоциация производителей чугуна и стали свое веское слово уже сказала – возможное слияние им совершенно не нравится (не мудрено), Китай уже совершил первое действие – купил почти 1% акций Rio Tinto. Поездка первого лица BHP Billiton в Шанхай, который наверняка станет и руководителем объединенной компании, совпала с активной фазой ведения боевых действий неспроста. Вполне вероятно, что глава BHP Billiton едет в Китай, чтобы убедить металлургов не мутить воду. И если те согласятся, возможно, они получат некоторые преференции. В конце концов – переговоры с позиции силы горнорудные гиганты могут проводить в Корее, Японии, странах ЮВА и ЕС. А к Китаю подход нужен особый. Тем самым, китайские чиновники смогут сохранять лицо перед собственной отраслью, а китайские металлурги, возможно, получат некоторые ценовые преференции. Может быть, эти преференции также буду касаться будущих инвестиций. В любом случае, это всего лишь мои предположения, которые, тем не менее, на сегодняшний день представляются мне вполне логичными.
Интересно, будет ли проводить китайские маневры компания Rio Tinto? Разумеется, презентация перед инвесторами на бизнес-форуме в Лондоне – шаг важный, но важный для чего? Для того чтобы заявить о себе как о независимой компании, или показать, что нас сильно недооценили? На сегодняшний день тактическая карта выглядит следующим образом: поглотитель убеждает клиентов, налаживает с ними отношения, тогда как потенциально поглощаемый расписывает свои сильные стороны, особенно делая упор на недостатках поглотителя. Интересно, насколько у одного хватит сил бороться (повышая ставки), а у другого удерживаться от соблазна сказать «да»? Ведь если акции Rio Tinto будут направлены исключительно на самопиар, это означает, что компания попросту выжидает время – ждет более высокой цены. И если Rio Tinto не сменит тактику ведения боевых действий, это будет автоматически означать, что вопрос слияния – лишь вопрос времени. Ну и, конечно же, денег…