Принудительная дефляция
На прошлой неделе ФАС признала
«Мечел» компанией, нарушившей закон о конкуренции, так как она
«создавала дискриминирующие условия для отдельных потребителей»
(например, отказалась пролонгировать контракты с НЛМК), а также
по причине установления монопольно высоких цен. На «Мечел» в ФАС
жаловались НЛМК, «Алтай-Кокс» (входит в группу компаний
НЛМК) и ММК. «Мечел» поступал следующим образом, рассказывают в ФАС:
«Своей швейцарской “дочке” Mechel Trading продавал уголь по 1100–2000
рублей за тонну, а тот заключал контракты уже по реальным рыночным
ценам (к примеру, трейдер Glencore платил Mechel Trading 323 доллара
за тонну). При этом НЛМК не мог добиться поставок и по 4400 рублей
за тонну».
«Нельзя шантажировать металлургические комбинаты угрозой остановки
эшелонов с углем в целях двукратного повышения цен», — резюмировал
поведение «Мечела» глава ФАС Игорь Артемьев. Впрочем, какого-то
обоснования того, что цены «Мечела» были монопольно высоки, приведено
не было. Почему тот же НЛМК не мог купить уголь на стороне? Мог
ли и должен ли был «Мечел» законтрактованные на экспорт объемы
перенаправлять в пользу внутреннего рынка, где покупатель намерен
платить меньше? Ответов на эти вопросы ФАС почему-то
не дала. Тем не менее «Мечел» оказал «содействие в расследовании ФАС
и принял меры по устранению нарушений и их последствий», и потому
антимонопольщики думают, что сумма штрафных санкций будет гораздо ниже
того максимума, который предусмотрен законодательством (15%
от оборота). По оценкам аналитиков инвесткомпании «Антанта Капитал»,
штраф для компании может составить от 5 млн до 78,5 млн долларов.
Помимо штрафа ФАС решила обязать «Мечел» существенно снизить цены
на угольную продукцию (называлась цифра чуть ли не 30%) и заключить
до конца года контракты с основными потребителями. Кроме того, Игорь
Артемьев недвусмысленно дал понять, что вслед за «Мечелом» цены снизят
и другие поставщики концентрата коксующегося угля, а также и остальные
компании в «цепочке». Очевидно, что речь идет о сталелитейных и трубных
компаниях.
Политика понуждения к снижению цен как инструмент борьбы с инфляцией налицо.