В марте импорт коксующегося угля в Китай вырос до максимального значения за последние пять месяцев благодаря росту поставок из Монголии, Канады и США. Монголия становится крупнейшим экспортером коксующегося угля на китайский рынок. Россия, располагающая огромным запасами коксующегося угля, не может увеличить экспорт из-за ограниченной пропускной способности железных дорог.

КАНАДСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ВМЕСТО АВСТРАЛИЙСКОГО

Китай не намерен отменять запрет на импорт угля из Австралии и стремится полностью заменить поставки из этой страны. Австралия была крупнейшим экспортером коксующегося угля в Китай, но из-за обострения политических отношений между двумя странами Пекин в прошлом году полностью запретил поставки австралийского угля – коксующегося и энергетического. В марте были разгружены несколько судов-балкеров с австралийским углем, но без таможенного оформления. Весь уголь остался на таможенных складах, поэтому данные о поступивших объемах не были отражены в официальной статистике. По сообщениям СМИ, китайские власти позволили разгрузить суда из соображений гуманности, чтобы экипажи судов-балкеров могли вернуться домой.

Согласно официальным данным Главного таможенного управления Китая, в прошлом месяце импорт коксующегося угля в Китай составил 4,19 млн т – на 13% меньше, чем в том же месяце годом ранее, но на 52% больше, чем в феврале 2021 года. В связи с празднованием нового Лунного года в феврале поставки коксующегося угля в страну снизились до минимального значения за последние 13 месяцев.

После полного запрета на поставки угля из Австралии импорт коксующегося угля в Китай в первом квартале 2021 года снизился на 46% по сравнению с тем же периодом годом ранее, составив 11,25 млн т.

Поставки в Китай коксующегося угля из Канады и США достигли самых больших объемов с 2013 года. В прошлом месяце США увеличили поставки почти в пять раз по сравнению с мартом 2020 года – до 663 тыс. т. Поставки из Канады выросли в два раза, достигнув 1,3 млн т.

Совокупные морские поставки в марте составили 2,74 млн тонн – на 51% меньше относительно марта 2020 года, но на 84% больше, чем в феврале 2021 года.

ТАВАН-ТОЛГОЙ ДАЕТ СТРАНЕ УГЛЯ

После прекращения поставок из Австралии основным поставщиком коксующегося угля в Китай становится Монголия. В этой стране расположено гигантское месторождение угля Таван-Толгой, запасы которого оцениваются в 6,5 млрд т. Из этого объема около 40% составляет коксующийся угль. Рост поставок угля с Таван-Толгой, несмотря на близость этого месторождения к китайской границе, ограничен из-за транспортных проблем – отсутствие железной дороги. Сейчас перевозка угля осуществляется самосвалами, что сопряжено с уничтожением пастбищ для скота и частыми автомобильными авариями. Завершение строительства железнодорожной ветки протяженностью 240 км от месторождения до границы с Китаем ожидается в 2022 году. По заявлениям представителей монгольского правительства, запуск железной дороги в эксплуатацию позволит увеличить экспорт угля с Таван-Толгой до 30 млн т/г.

Поставки монгольского угля в марте достигли 2,17 млн т, а годом ранее они составляли всего 50 т, поскольку из-за вспышки инфекции коронавируса была закрыта граница между Монголией и Китаем. По сравнению с февралем поставки в прошлом месяце увеличились на 25% – после празднования Лунного года китайские сталеплавильные компании резко увеличили объемы производства.

В январе-марте импорт из Монголии вырос в годовом исчислении на 123%, достигнув 6,08 млн т. Морские поставки коксующегося угля сократились в феврале – перед Лунным новым годом – но выросли в марте в связи с необходимостью пополнить запасы на сталеплавильных заводах. Ожидания отмены запрета и возобновление импорта австралийского угля не оправдались, поскольку политическая напряженность между Пекином и Канберрой сохраняется.

По оценке агентства Argus, цена на премиальный коксующийся уголь с поставкой в один из портов Китая 26 февраля достигла $220/т – максимальное значение за два последних года. Однако к концу марта снизилась до $214,95/т. В австралийских портах коксующийся уголь стоил на $100/т дешевле.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – УЗКОЕ МЕСТО

Поставки коксующегося угля из России в Китай в первом квартале этого года выросли на 8,4% относительно того же периода 2020 года – до 1,432 млн т. Российские компании – в первую очередь “Колмар” и “Эльгауголь”, которые осуществляют добычу в Южной Якутии – способны значительно нарастить производство и экспорт концентрата коксующегося угля в Китай. Качество угля и географическая близость к китайскому рынку являются существенным конкурентным преимуществом российских компаний по сравнению с другими поставщиками.

Однако этому препятствует ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали, а также железнодорожных переходов на российско-китайской границе.

Расположенное в Южной Якутии Эльгинское месторождение коксующегося угля является крупнейшим в России. Запасы месторождения оцениваются в 2,2 млрд т. В 2020 году подконтрольная Альберту Авдоляну компания “А-Проперти” купила Эльгинское месторождение у компании “Мечел”, испытывающей серьезные финансовые затруднения.

В конце прошлого года производство угольного концентрата – более дорогой продукт, произведенный на горно-обогатительном комбинате – на месторождении увеличилось до 1 млн т/мес. Себестоимость производства одной тонны угольного концентрата оценивается в $25/т. По сообщениям представителей “А-Проперти”, в 2021 году объемы производства планируется довести до 18 млн т. Вся продукция предназначена для экспорта в сопредельные страны, в первую очередь в Китай. Из-за ограниченной пропускной способности железнодорожной дороги угольный концентрат экспортируется через дальневосточные морские терминалы.

Эксперты уверены, что спрос на коксующийся уголь, необходимый для производства стали, сохранится даже после перехода на возобновляемые источники энергии. В прошлом году выплавка стали в Китае составила более 1 млрд т, а в Индии, занимающей второе место в мире – около 100 млн т.

Источник: “Прайм”