Skip to content

«Ведомости»: «АвтоВАЗ» может постичь кризис, сопоставимый по масштабу с бедами General Motors

4 мин.

Опубликованно: 24 ноября 2005

Импорт и экспорт, Промышленные новости

Newsru.com

время публикации: 23 ноября 2005 г., 11:05
последнее обновление: 23 ноября 2005 г., 11:59

У лидеров американского и российского автопрома, General Motors и «АвтоВАЗа», есть что-то общее: компании оказались в похожих ситуациях, только в случае с американской компанией цифры, свидетельствующие о кризисе, выглядят много более внушительно. GM на днях объявил радикальный план реструктуризации, предусматривающий остановку 12 заводов и сокращение 30 тысяч рабочих мест. ВАЗ пока медлит с реструктуризацией, но важно понять, что «ни тому, ни другому полумеры уже не помогут», настаивают «Ведомости».

— The Financial Times: тихая национализация «АвтоВАЗа»

Сейчас GM расплачивается за ошибки 90-х годов. В нынешнем году автомобилестроительный бизнес «сожжет» до 5 млрд долларов, хотя финансовый приносит прибыль. Доля GM упала с 35% в 1990 году почти до 25% в этом. Во многом это связано с маркетинговыми просчетами — производитель полноразмерных внедорожников проигнорировал моду на «паркетники» и гибридные автомобили. В итоге к кризисным годам GM пришел без прорывных продуктов.

«При всей непохожести GM на «АвтоВАЗ» проблема потери родного рынка более чем актуальна и для российского автогиганта», — констатируют «Ведомости».

Злую шутку с «АвтоВАЗом» сыграл успех его лоббистов, добившихся заградительных пошлин на подержанные иномарки. Ни резкого повышения качества продукции, ни постоянного обновления модельного ряда не произошло. Зато неоднократно происходило повышение цен на машины — вплоть до уровня неконкурентоспособности.

Вазовские машины оказались ненамного дешевле более качественных «российских иномарок», а развитие потребительского кредитования сделало конкурентами вазовской продукции и более дорогие импортные машины. Результата долго ждать не пришлось — за последние два года завод несколько раз останавливал конвейер, несколько раз возникало затоваривание складов завода и дилеров, а весной 2005 года произошло даже небольшое снижение цен. Перспективы новой модели — «Калины» — неоднозначно оцениваются экспертами, а относительный успех совместного с GM проекта Chevrolet-Niva сменился провалом Chevrolet-Viva.

Пока ВАЗ приносит прибыль, но как у единого целого в долгосрочной перспективе у него нет будущего. Заводу «нужна реструктуризация и сокращение нежизнеспособных производств и, соответственно, рабочих мест с переобучением и трудоустройством высвобождающегося персонала», полагают эксперты.

Газета призывает начинать реструктуризацию сейчас — пока продукция «АвтоВАЗа» еще находит спрос, завод получает прибыль, компания де-факто владеет сама собой, а в ее руководство, судя по всему, придут госчиновники.

The Financial Times: тихая национализация «АвтоВАЗа»

Российское правительство стремится взять контроль над «АвтоВАЗом», крупнейшим производителем автомобилей в стране, назначив правительственных чиновников в совет директоров этой частной компании. «Это стало одним из самых удивительных примеров восстановления контроля государства над ключевыми отраслями экономики», — считает британская The Financial Times, статью которой публикует InoPressa.

Владимир Путин, президент России, направил нескольких высокопоставленных представителей своей администрации в советы директоров некоторых крупнейших российских компаний, где государство имеет контрольные пакеты акций, в том числе в «Аэрофлот», «Роснефть» и «Газпром». На этот раз правительство впервые делегировало своих чиновников в совет директоров частной компании.

По мнению экспертов, этот шаг означает тихую национализацию «АвтоВАЗа» – вслед за принудительной национализацией ЮКОСа, который в прошлом являлся крупнейшей российской нефтяной компанией, и покупкой «Газпромом» нефтяной компании «Сибнефть» за 13 млрд долларов. «Это самый последний пример усиления власти путинского режима над экономикой страны», – заявил газете Эл Брич, главный экономист и ведущий аналитик брокерской компании Brunswick UBS.

«Рособоронэкспорт», государственное агентство по экспорту вооружений, и Внешторгбанк, государственный банк и кредитор «АвтоВАЗа», сообщили о том, что они направили своих высших руководителей в совет директоров «АвтоВАЗа». Один из двух кандидатов, делегированных «Рособоронэкспортом», – заместитель директора этого агентства Владимир Артяков, который одновременно может быть избран председателем совета директоров автозавода.

Еще один возможный кандидат на этот пост – глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Алешин не подтвердил факт выдвижения своей кандидатуры в совет директоров, но сказал о том, что сейчас проводятся переговоры на эту тему.

«Рособоронэкспорт» возглавляет Сергей Чемезов, который в середине 1980-х годов работал представителем этой компании в ГДР, в Дрездене, где находился Путин в качестве агента советских спецслужб. Эти два человека жили в одном многоквартирном доме и были друзьями, как рассказывал сам Чемезов в своем недавнем интервью журналу «Итоги».

Сейчас ВАЗ получает скромный доход в размере около 100 млн долларов, это предприятие стремительно теряет позиции перед иностранными конкурентами. Елена Сахнова, аналитик московского инвестиционного банка United Financial Group, считает, что присутствие правительственного чиновника в автомобилестроительной отрасли может усилить позиции завода в России.

Наверх

Мероприятие

с 5 апреля, 2023 по 7 апреля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Ежегодная выставка Moscow International Recycling Expo и 18-й международный форум «Лом черных и цветных металлов» состоятся 5-7 апреля 2023 г. в Центре международной торговли в Москве. Ежегодно в мероприятии принимают участие более 1 000 лидеров рынка по обращению с ломом и отходами производства и потребления, металлургии и смежных отраслей со всего мира.

Подробнее ...