Главные новости
Импорт готовой стали в Индию в апреле-мае упал на 27,6% в годовом исчислении из-за снижения поставок из Китая и Японии
5 июля 2025
49
Черная металлургия
«Норникель» представил обзор рынков никеля, меди и металлов платиновой группы
5 июля 2025
57
Цветная металлургия
Иордания запускает масштабный проект по добыче меди
4 июля 2025
183
Цветная металлургия
Политические риски на рынке стали на Ближнем Востоке влияют на повышение цен
4 июля 2025
179
Черная металлургия
24 ноября 2005
147

"Ведомости": "АвтоВАЗ" может постичь кризис, сопоставимый по масштабу с бедами General Motors

Newsru.com

время публикации: 23 ноября 2005 г., 11:05

последнее обновление: 23 ноября 2005 г., 11:59

У лидеров американского и российского автопрома, General Motors и "АвтоВАЗа", есть что-то общее: компании оказались в похожих ситуациях, только в случае с американской компанией цифры, свидетельствующие о кризисе, выглядят много более внушительно. GM на днях объявил радикальный план реструктуризации, предусматривающий остановку 12 заводов и сокращение 30 тысяч рабочих мест. ВАЗ пока медлит с реструктуризацией, но важно понять, что "ни тому, ни другому полумеры уже не помогут", настаивают "Ведомости".

- The Financial Times: тихая национализация "АвтоВАЗа"

Сейчас GM расплачивается за ошибки 90-х годов. В нынешнем году автомобилестроительный бизнес "сожжет" до 5 млрд долларов, хотя финансовый приносит прибыль. Доля GM упала с 35% в 1990 году почти до 25% в этом. Во многом это связано с маркетинговыми просчетами - производитель полноразмерных внедорожников проигнорировал моду на "паркетники" и гибридные автомобили. В итоге к кризисным годам GM пришел без прорывных продуктов.

"При всей непохожести GM на "АвтоВАЗ" проблема потери родного рынка более чем актуальна и для российского автогиганта", - констатируют "Ведомости".

Злую шутку с "АвтоВАЗом" сыграл успех его лоббистов, добившихся заградительных пошлин на подержанные иномарки. Ни резкого повышения качества продукции, ни постоянного обновления модельного ряда не произошло. Зато неоднократно происходило повышение цен на машины - вплоть до уровня неконкурентоспособности.

Вазовские машины оказались ненамного дешевле более качественных "российских иномарок", а развитие потребительского кредитования сделало конкурентами вазовской продукции и более дорогие импортные машины. Результата долго ждать не пришлось - за последние два года завод несколько раз останавливал конвейер, несколько раз возникало затоваривание складов завода и дилеров, а весной 2005 года произошло даже небольшое снижение цен. Перспективы новой модели - "Калины" - неоднозначно оцениваются экспертами, а относительный успех совместного с GM проекта Chevrolet-Niva сменился провалом Chevrolet-Viva.

Пока ВАЗ приносит прибыль, но как у единого целого в долгосрочной перспективе у него нет будущего. Заводу "нужна реструктуризация и сокращение нежизнеспособных производств и, соответственно, рабочих мест с переобучением и трудоустройством высвобождающегося персонала", полагают эксперты.

Газета призывает начинать реструктуризацию сейчас - пока продукция "АвтоВАЗа" еще находит спрос, завод получает прибыль, компания де-факто владеет сама собой, а в ее руководство, судя по всему, придут госчиновники.

The Financial Times: тихая национализация "АвтоВАЗа"

Российское правительство стремится взять контроль над "АвтоВАЗом", крупнейшим производителем автомобилей в стране, назначив правительственных чиновников в совет директоров этой частной компании. "Это стало одним из самых удивительных примеров восстановления контроля государства над ключевыми отраслями экономики", - считает британская The Financial Times, статью которой публикует InoPressa.

Владимир Путин, президент России, направил нескольких высокопоставленных представителей своей администрации в советы директоров некоторых крупнейших российских компаний, где государство имеет контрольные пакеты акций, в том числе в "Аэрофлот", "Роснефть" и "Газпром". На этот раз правительство впервые делегировало своих чиновников в совет директоров частной компании.

По мнению экспертов, этот шаг означает тихую национализацию "АвтоВАЗа" – вслед за принудительной национализацией ЮКОСа, который в прошлом являлся крупнейшей российской нефтяной компанией, и покупкой "Газпромом" нефтяной компании "Сибнефть" за 13 млрд долларов. "Это самый последний пример усиления власти путинского режима над экономикой страны", – заявил газете Эл Брич, главный экономист и ведущий аналитик брокерской компании Brunswick UBS.

"Рособоронэкспорт", государственное агентство по экспорту вооружений, и Внешторгбанк, государственный банк и кредитор "АвтоВАЗа", сообщили о том, что они направили своих высших руководителей в совет директоров "АвтоВАЗа". Один из двух кандидатов, делегированных "Рособоронэкспортом", – заместитель директора этого агентства Владимир Артяков, который одновременно может быть избран председателем совета директоров автозавода.

Еще один возможный кандидат на этот пост – глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Алешин не подтвердил факт выдвижения своей кандидатуры в совет директоров, но сказал о том, что сейчас проводятся переговоры на эту тему.

"Рособоронэкспорт" возглавляет Сергей Чемезов, который в середине 1980-х годов работал представителем этой компании в ГДР, в Дрездене, где находился Путин в качестве агента советских спецслужб. Эти два человека жили в одном многоквартирном доме и были друзьями, как рассказывал сам Чемезов в своем недавнем интервью журналу "Итоги".

Сейчас ВАЗ получает скромный доход в размере около 100 млн долларов, это предприятие стремительно теряет позиции перед иностранными конкурентами. Елена Сахнова, аналитик московского инвестиционного банка United Financial Group, считает, что присутствие правительственного чиновника в автомобилестроительной отрасли может усилить позиции завода в России.

Рубрики
Промышленные новости И
24 ноября 2005
147
Вы видите только часть этого материала

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

рубрика
Промышленные новости

Полезное

Rusmet Expert

Что такое Rusmet Expert ?

Читать подробнее

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил баллистические испытания бронекерамики, которая может использоваться для защиты личного состава, сухопутной, воздушной и морской техники в составе композитной брони Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Подписаться на рассылку

Получайте самые новые новости одним из первых, с помощью нашей рассылки.

Материалы по теме