Владелец
Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин может стать стратегическим
инвестором крупнейшего в России железнодорожного оператора —
принадлежащей ОАО РЖД Первой грузовой компании (ПГК). До сих пор в
числе прочих металлургов господин Лисин критиковал реформу железных
дорог, но теперь решил принять в ней участие. По данным “Ъ”, стороны
обсуждают продажу блокпакета ПГК. Руководство компании и эксперты
оценивают ее в $5 млрд, то есть сумма сделки может составить $1,25
млрд. Однако окончательно решить, какой будет схема продажи ПГК, еще
должно государство.

ОАО “Российские железные дороги” может привлечь
в капитал дочерней Первой грузовой компании (оперирует порядка 200 тыс.
вагонов) стратегического инвестора. Об этом в пятницу в кулуарах форума
“Стратегическое партнерство 1520” в Сочи сообщил старший вице-президент
монополии Вадим Михайлов. “Есть вариант, что надо сделать только IPO
(ПГК.— “Ъ”), есть вариант сделать частично IPO, определить
справедливую цену и на оставшийся пакет взять стратегического
инвестора”,— пояснил топ-менеджер. Согласно этому варианту,
стратегическому инвестору может быть продано 25% акций ПГК, тогда как
25% будет размещено на бирже.

Как стало известно “Ъ”, у монополии уже есть
претендент на этот пакет. Источник, близкий к ОАО РЖД, сообщил, что это
структуры владельца Новолипецкого меткомбината (НЛМК) Владимира Лисина.
В пресс-службе НЛМК и компании “Управление транспортными активами” (в
ней консолидированы судоходные и портовые активы Владимира Лисина, в
том числе Volgo-Balt Transport Holding, а также портовые терминалы в
порту Петербурга, Усть-Луге, Туапсе и Таганроге) отказались
комментировать эту информацию, не опровергнув ее.

Зато источник, близкий к НЛМК, подтвердил
интерес группы к ПГК, отметив, что вопрос обсуждается с представителями
ОАО РЖД. “Мы обеспечиваем 5% всего железнодорожного грузооборота в
России”,— пояснил собеседник “Ъ” интерес холдинга к ПГК, отметив,
однако, что окончательное решение по поводу сделки еще не принято. В
пресс-службе ОАО РЖД отказались от комментариев.

У Владимира Лисина, как и у большинства
российских металлургов, уже есть собственный железнодорожный оператор —
Независимая транспортная компания, владеющая примерно 6 тыс. вагонов.
Предприниматель не раз проявлял интерес к реорганизации ОАО РЖД и
реформе железных дорог. В начале 2009 года возглавляемая господином
Лисиным секция по вопросам развития портовой индустрии и взаимодействия
транспорта с грузовладельцами комиссии РСПП по транспорту подвергла
критике ряд планируемых изменений в железнодорожное законодательство —
как не отвечающих интересам грузовладельцев. В более или менее острой
форме дискуссия продолжалась до июня 2009 года, потом постепенно сошла
на нет, но многие спорные вопросы до сих пор не решены.

Более того, в конце января металлурги выступили
резко против продолжения выведения вагонного парка из ОАО РЖД. Письмо с
критикой было направлено первому вице-премьеру Игорю Шувалову за
подписью гендиректора “Северстали” Алексея Мордашова, но он выступал в
качестве председателя набсовета НП “Консорциум “Русская сталь””, куда
входят все ведущие российские меткомпании, в том числе НЛМК. Металлурги
потребовали не создавать Вторую грузовую компанию (ВГК), утверждая, что
это приведет к монополизации рынка дочерними структурами ОАО РЖД и
повлечет неизбежный рост тарифов, как, по данным авторов письма,
произошло после появления ПГК. Однако создание ВГК все-таки было
согласовано с государством — правда, с оговоркой, что при этом ОАО РЖД
продаст контрольную долю в ПГК. После этого Владимир Лисин начал
переговоры о вхождении в ее уставный капитал.

Эксперты согласны с оценкой ПГК, сделанной в
конце марта ее гендиректором Салманом Бабаевым, на уровне $5 млрд;
соответственно, стоимость блокпакета — $1,25 млрд. По мнению главного
редактора информагентства Portnews Надежды Малышевой, интерес НЛМК к
ПГК логичен. “У Владимира Лисина уже есть крупные активы в речном
судоходстве, а также стивидорные компании в портах Петербурга, Туапсе и
Таганрога, а приобретая долю в крупнейшем железнодорожном операторе,
холдинг сможет полностью замкнуть цепочку транспортировки своей
продукции”,— поясняет эксперт.

Впрочем, Алексей Безбородов из Infranews
считает, что это будет скорее финансовая инвестиция, поскольку, по
мнению эксперта, даже блокирующий пакет в ПГК не позволит НЛМК
существенно влиять на работу и стратегию развития компании. В то же
время Алексей Безбородов не исключает, что благодаря такому партнерству
компания сможет получить дополнительные скидки за пользование вагонами
ПГК и услугами ОАО РЖД.

Владимир Лисин не первый частный инвестор,
претендующий на долю в дочерних операторах ОАО РЖД. На прошлой неделе
стало известно о намерении крупнейшей частной операторской компании
Globaltrans приобрести до 50% в создающейся ВГК (см. “Ъ” от 28 мая).
Тогда президент ОАО РЖД Владимир Якунин говорил, что в случае
реализации сделки государство должно отказаться от требования по
продаже монополией контрольного пакета ПГК. Вадим Михайлов в пятницу
подтвердил, что окончательный выбор того или иного варианта продажи
дочерних компаний ОАО РЖД стратегическим и институциональным инвесторам
будет зависеть от того, в какой из них государство разрешит монополии
оставить контрольный пакет.

Алексей Екимовский