Энергия

Уголь покрывает 25% потребностей человечества в энергии. На первом месте — нефть (более 34%), на третьем — газ (почти 21%).
В 2005 году в мире было добыто на 7.4% больше угля, чем в 2004 году, и на 78% больше, чем в 1980-м.
В последние годы уголь используется намного более активно, чем иные
энергоносители. К примеру, за период с 2001 по 2004 год мир стал
использовать на 3.9% больше ядерной энергии, на 5.9% больше нефти, на
7.6% больше гидроэнергии, на 9.1% больше природного газа и на 25.3%
больше угля. Наибольший прирост обеспечили Китай и, в меньшей степени,
США. Предполагается, что в ближайшие десятилетия потребление угля будет
только расти.
Электростанции, работающие на угле, производят 40%
мировой электроэнергии (первое место) На второй и третьей позициях,
соответственно, газ (почти 20%) и ядерная энергия (чуть менее 16%).
Угольная электроэнергетика особенно развита в Польше и ЮАР, где 90%
электричества производится за счет сжигания угля. Потребности Австралии
в электричестве уголь покрывает на 79%, Китая — на 78%, Израиля — на
75%, Казахстана — на 70%, Индии — на 69%, Марокко — на 68%, Чехии — на
61%, Греции — на 59%, США — на 50%, Германии — на 49%.

Резервы
Крупнейшие
резервы угля находятся в четырех странах мира. В США — 27% от
общемировых запасов, в России — 17%, в Китае — 13% и Индии — 10%.
В
десятку государств, добывших больше всего угля в 2005 году (последние
доступные сравнительные данные — в 2006 году добыча в большинстве стран
выросла. К примеру, в США она составила 1 100 млн. тонн), входят: Китай
( 2 226 млн. тонн), США (951 млн. тонн, примерно 18.9% мировой добычи),
Индия (398 млн. тонн), Австралия (301 млн. тонн), ЮАР (240 млн. тонн),
Россия (222 млн. тонн, 5.1%), Индонезия (140 млн. тонн), Польша
(98 млн. тонн), Казахстан (79 млн. тонн, 1.5%) и Колумбия (61 млн.
тонн).
Первая десятка крупнейших импортеров угля выглядит
следующим образом: Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР, Китай, Колумбия,
США, Канада и Польша. В первую пятерку крупнейших угольных экспортеров
входят Япония, Южная Корея, Тайвань, Великобритания и Германия.
Крупнейшими потребителями угля ныне являются государства Азиатско-Тихоокеанского
региона, на долю которых в 2005 году пришлось 63% использованного угля.
На втором месте — Северная Америка (18%), на третьем — Европа (7%), на
четвертом — страны бывшего СССР (6%). В 1985 году ситуация была
кардинально иной. Тогда Европа потребляла 18% мирового угля, СССР —
17%, Северная Америка — 22%, а Азиатско-Тихоокеанский регион — 38%.
Примерно 13% добытого каменного угля используется металлургическими и сталелитейными предприятиями.
Мировые цены на уголь исторически были ниже цен на нефть и газ. Если в 1980–1990-е
годы разница в ценах была относительно небольшой (в среднем, уголь был
в три раза дешевле нефти и вдвое дешевле угля), то с 2001 года (начало
бурного роста цен на нефть и газ) уголь превратился в рекордно дешевый
вид топлива. Ныне он дешевле нефти, примерно в 5.5 раз, газа — примерно
в 4 раза. Министерство Энергетики США в 2006 году опубликовала прогноз,
согласно которому до 2019 года цены на уголь будут снижаться,
впоследствии начнут расти. Согласно этому же прогнозу, к 2030 году
объемы производства угля в мире удвоятся.

Шахтеры
В мире насчитывается около 9 млн. человек, которые добывают уголь. 90% из них живут в развивающихся странах.
Ныне
в мире 60% угля добывается шахтным способом. Работа шахтера традиционно
крайне опасна, и в последние десятилетия во многих странах мира были
предприняты значительные усилия по повышению уровня безопасности.
В последнее десятилетие количество аварий и несчастных случаев на
шахтах всего мира заметно уменьшилось.
Ныне наиболее опасна работа
в шахтах Китая, на долю которого приходится до 80% аварий, несчастных
случаев и смертей шахтеров. По китайским данным (информация China Coal
Statistical Industry Yearbook) ежегодно в шахтах Китая погибают от
5.6 тыс. до 7 тыс. горняков, причем многие эксперты утверждают, что эти
данные существенно занижены. В любом случае, по показателю количество
смертей шахтеров на миллион тонн добытого угля, уровень безопасности
шахт Китая примерно в 40 тыс. раз ниже, чем в США и Австралии.
Многие исследователи отмечают, что сравнить уровень безопасности работы шахтера в различных государствах крайне сложно из-за
дефицита статистики. Консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers
в 2005 году сравнила доступные ей данные за 2003 год. По показателю
количество смертельных случаев на 1 млн. отработанных под землей часов,
лучше всего обстоят дела в Австралии (0.03 фатальных исхода на 1 млн.
часов), Чили и Мексике (соответственно, 0.12), США (0.13), Канаде
(0.21) и ЮАР (0.34).
В любом случае, ежегодно шахты уносят 8–11 тыс.
жизней. Для сравнения, по оценкам Международной Организации Труда,
в общей сложности, на рабочих местах ежегодно погибают около 2 млн.
человек.

Перспективы
Разработаны
и опробованы технологии, которые позволяют использовать уголь для
производства жидкого топлива. В 1976 году (после того, как в 1973 году
арабские страны ввели эмбарго на поставку нефти в США и страны Европы,
и цены на нефть значительно повысились) в США были начаты подобные
исследования. За период с 1976 по 2000 год объемы финансирования этих
разработок составили $3.6 млрд.(в ценах 1999 года).
В 2006 году
Университет Штата Пенсильвания провел успешные испытания топлива для
вертолетных двигателей, которое на 50% состояло из переработанного
угля. Предварительные данные показывают, что «угольную составляющую»
в топливе возможно довести до 75%. Таким образом, возможно значительно
сократить использование нефти. Новое топливо (носит название JP900)
производится путем смешения продуктов переработки нефти и вытяжки из
жирного каменного угля, с добавкой водорода. Этот технологический
процесс может проводиться на обычных нефтеперерабатывающих заводах.
JP900 имеет практически те же технические характеристики, что и ныне
используемые в США виды авиационного топлива.
Тогда же Пентагон провел успешные испытания стратегического бомбардировщика B-52
Stratofortress, который использовал в качестве топлива не традиционный
керосин, а альтернативное «угольное» топливо, которое называется FT. FT
создано по технологии германских химиков Франца Фишера и Ганса Тропша,
которые сделали это изобретение еще в 1930-е годы (по
первым буквам их фамилий оно и названо). Германские войска во Вторую
Мировую войну активно использовали «синтетический бензин»,
произведенный именно по технологии Фишера и Тропша. В 1950-е
годы в США действовал завод по производству этого топлива, однако он
был закрыт после того, как FT проиграло ценовую конкуренцию нефти.
Однако ныне его производство снова стало коммерчески выгодным.
Любопытно, что в ЮАР «угольный бензин» производится с 1969 года и в
настоящий момент обеспечивает примерно 40% потребностей страны
в автомобильном горючем.
Существуют технологии, которые позволяют
производить из угля водород (также используется в качестве
автомобильного топлива — уголь содержит около 5% водорода) и природный
газ.
Исследование Университета Пенсильвании показало, что
использование дополнительных 1.3 млн. тонн угля в качестве сырья для
производства жидкого топлива позволит к 2025 году создать в США
1.4 млн. новых рабочих мест и увеличить валовой внутренний продукт
страны на $3 трлн. Для того, чтобы этот сценарий стал реальностью,
требуются инвестиции в размере $500 млрд.(для сравнения, военный бюджет
США на 2007 год составляет $439.3 млрд.).
Уголь, используемый
в качестве топлива, вносит немалую лепту в «кислотные дожди», угольный
дым считается одним из факторов глобального изменения климата. Создание
новых шахт и угольных разрезов разрушает окружающую среду. В 2003 году
Бюллетень Массачусетского Технологического Института опубликовал
прогноз, согласно которому в обозримом будущем по этим причинам
индустриально развитые страны могут отказаться от использования угля.
С другой стороны, опыт США показывает, что несмотря на то, что
с 1970 года для производства электричества стало использоваться на 177%
больше угля, выбросы вредных веществ в атмосферу сократились на треть.

Использована
информация Всемирного Института Угля, Международного Энергетического
Агентства,  Национального Угольного Совета США, компании BP,
Министерства Энергетики США, Национальной Лаборатории Энергетических
Технологий и исследовательского центра Jamestown Foundation.

Плата за уголь

Ныне в США уголь добывают около 75 тыс. шахтеров, 37 тыс. из них работают в 780-ти
шахтах. Несмотря на то, что в последние десятилетия угледобывающие
компании значительно повысили уровень безопасности на шахтах, работа
горняка остается крайне рискованной.

Бюро
Статистики Труда (входит в состав Министерства Труда) ежегодно
публикует перечень наиболее опасных профессий — основанием для этого
рейтинга служит количество производственных травм и смертей на рабочих
местах. На протяжении последних двух десятилетий работа шахтера не
считается наиболее опасной. По количеству смертельных случаев ее
намного опережают рыбаки (118.4 смертельных случая на каждые 100 тыс.
работающих), лесорубы (соответственно, 92.9), пилоты и бортинженеры
гражданской авиации (66.9), сталевары (55.6), мусорщики (43.8), фермеры
(41.1), электрики (32.7) и т.д. Для работающих в угольных шахтах этот
показатель равен 29.2 на 100 тыс. работающих.
Работа шахтера также
не считается наиболее травмоопасной: здесь вне конкуренции заводские
и фабричные рабочие, а также медики. В среднем, на 100 тыс. работающих
американцев приходится 4.6 травм на производстве. Для горняков,
работающих в угольных шахтах, этот показатель равен 4.4 на 100 тыс.
Снижение риска работы в угольных шахтах потребовало значительных и долговременных усилий. В начале 20-го
века работа шахтера была невероятно опасной. К примеру, только
в 1907 году в угольных шахтах США погибли более 3 тыс. человек. Однако
эти данные ныне считаются весьма условными: дело в том, что подобную
статистику по всем шахтам государственные структуры США начали вести
лишь в 1911 году. Официальные данные показывают, что в период с 1911 по
1915 год в угольных шахтах погибли более 12.4 тыс. шахтеров (в
среднем — более 2.5 тыс. в год), в 1916–1920-е годы — 12.2 тыс. (более 2.4 тыс. в год).
В 1920-е
годы было отмечено небольшое снижение уровня смертности — в это
десятилетие погибло около 21 тыс. шахтеров (около 2.2 тыс. в год).
Однако серьезного улучшения ситуации удалось добиться под воздействием
двух факторов: активной деятельности профсоюзов и активизации властей.
Историк Уильям Гребнер, автор книги «Безопасность в Угольных Шахтах
в Прогрессивный Период. Политическая Экономия Реформ», утверждает, что
угледобывающие компании стали инвестировать больше средств
в обеспечение безопасности шахт лишь после того, как убедились, что это
намного более выгодно, чем выплачивать пострадавшим горнякам или их
родственникам значительные компенсации. В 1920-е годы
суды, которые рассматривали иски пострадавших шахтеров к работодателям,
все чаще становились на сторону истцов, периодически обязывая нерадивые
компании не просто к выплате отступных и пенсий, но и к крупным
штрафам. Более того, суды обязывали угледобывающие компании повысить
уровень безопасности на шахтах. В ряде случаев небольшие фирмы стали
банкротами после проигрыша подобных процессов.
Свою роль сыграл
и экономический кризис — «Великая Депрессия», которая началась
в 1929 году. После начала кризиса были закрыты многие шахты,
а количество шахтеров заметно сократилось (с, примерно, 905 тыс.
в 1928 году до 699 тыс. в 1935-м). Гибель горняков
традиционно становилась причиной временного закрытия шахт или начала
забастовок, которые поддерживали влиятельные профсоюзы. Это угрожало
существованию горнодобывающих компаний, которые тогда и так переживали
не лучшие времена, как и вся экономика США. В результате, бизнесмены
были вынуждены пересмотреть свое отношение к безопасности шахтеров.
Однако
кардинальные изменения в этой сфере проявились лишь после того, как
в дело вступили американские законодатели. Майкл Кармис, автор книги
«Управление Безопасностью Шахт», отмечает, что в США прослеживается
четкая зависимость между принятием законов, направленных на повышение
уровня безопасности шахт, и количеством несчастных случаев и аварий.
Впервые подобный закон (назывался Public Law 49) был принят
в 1941 году — он создал институт государственных инспекторов, которые
были обязаны проверять шахты. Однако закон не сработал, потому что на
тот момент не были сформулированы стандарты безопасности. В 1947 году
его дополнили (новый законодательный акт получил название Public Law
80–328), однако и в этом виде закон не выполнил своей роли, поскольку
властные полномочия инспекторов не были определены.
В 1951 году
дело сдвинулось с мертвой точки — причиной стала крупномасштабная
авария на угольной шахте в Иллинойсе, где в результате взрыва метана
погибли 119 шахтеров. Новый закон (Public Law 82–552) расширил
полномочия инспекторов, сделал проверки шахт обязательными
и регулярными и, кроме того, разрешил закрывать шахты, где не был
обеспечен соответствующий уровень безопасности. Результаты появились
немедленно: если в 1951 году погибло 522 шахтера, в 1956 году жертв
стало намного меньше — 380.
Показательно, что американские
законодатели начинали защищать шахтеров лишь после очередных
крупномасштабных аварий, которые привлекали внимание общества. После
крупной аварии был принят закон 1969 года (Federal Coal Mine Health and
Safety Act), результатом которого стало уменьшение количества аварий
и смертельных случаев на треть. Аналогичная история произошла
с одноименным, но гораздо более жестким для угольных компаний, законом
1977 года (результатом его принятия стало уменьшение количества аварий
на 15%, а смертей — на 12%).
В последний раз подобная история
произошла в 2006 году. В январе 2006 года на угольной шахте Sago Mine
в Западной Вирджинии 13 шахтеров оказались заваленными в забое. Через
двое суток к ним пробились спасатели, однако в живых остался лишь один
горняк, который на некоторое время стал общеамериканской знаменитостью.
В мае в штате Кентукки при взрыве погибли пять шахтеров. В результате,
был принят последний закон такого рода (Mine Improvement and New
Emergency Response). Этот закон создал специальный федеральный орган,
перед которым была поставлена задача разработки и испытания новых
технологий безопасности. Разработчикам и производителям подобного
оборудования были выделены специальные гранты и т.д.
Администрация
Безопасности и Здоровья на Шахтах (действует в составе Министерства
Труда США) публикует специальную памятку для шахтера. В частности,
шахтер имеет право отказаться от работы и инициировать государственное
расследование в случае, если по его мнению, безопасность труда в шахте
не обеспечена должным образом. Он может быть освобожден от работы, если
компания-работодатель не обучила его методам обеспечения
личной безопасности. Обучение и инструктаж должно проводиться в рабочее
время, которое должно оплачиваться по обычным расценкам. Если шахтер
покинул рабочее место (либо из-за необеспечения компанией его личной безопасности, либо из-за отсутствия обучения), то в обоих случаях он должен получить полную оплату за пропущенное рабочее время. Если компанию-работодателя
обязали повысить уровень безопасности в шахте, но она это не сделала,
то шахтер также имеет право отказаться от работы и получить двойную
оплату за пропущенное не по его вине время.
По подсчетам
Национального Института Производственной Безопасности и Здоровья,
в 2007 году в США погибли четыре шахтера, работавших в угольных шахтах.
В 2006 году шахты унесли 47 жизней, в 2005 году — 22, в 2004 году — 28.
в 2003 году — 30. В большинстве случаев причиной смерти шахтеров
становились удары электрического тока, ошибки при управлении машинами
и оборудованием, а также обрушения кровли. По данным Института,
в последние десятилетия редкостью стали взрывы метана и отравления
рудничными газами — в прошлом, это были главные убийцы американских
шахтеров.