Skip to content

Гражданская война

/Артем Зверев, Rusmet.ru/ Нет в мире больше власти, чем та, которая подкреплена деньгами. Из-за денег ведутся войны, планируются изощренные убийства, за деньги можно купить расположение властей, имея деньги можно позволить себе нарушать закон. Ну, не во всех странах, конечно, но в очень многих. Когда власть объявляет войну бизнесу, результат может оказаться непредсказуемым. Если власть имеет финансовый ресурс, а часть бизнеса уже и так принадлежит или контролируется ей – победитель известен, им всегда будет государство. Но если государство постоянно провозглашает себя свободным и демократическим, говорит о рыночной экономике, гражданских и экономических свободах, ожидает миллиарды долларов инвестиций, а потом в одночасье меняет правила игры – в этом случае я победителя в схватке предсказать не берусь.


Если бы подобная ситуация возникла в Китае, я бы, наверное, и внимания на нее не обратил, в самом деле, не будем же мы удивляться тому, что в Москве в январе идет снег? В Китае контроль над отраслью, государственное регулирование, вещи вполне приемлемые, однако, надо отметить, что китайское правительство этими мерами не злоупотребляет. Индийское же правительство, пытаясь привлечь инвестиции в промышленность и особенно в металлургическую отрасль, во всех презентациях в стиле «XXI век – век Индии» всегда отмечало демократичность и открытость страны для бизнеса. Что ж, все эти красивые слова оказались не совсем правдой.


Напомню, что три месяца назад индийские металлурги все-таки согласились с правительством своей страны и заморозили цены на металлургическую продукцию сроком на три месяца. Мало того, что они их заморозили, так они их еще и снизили. Все были согласны с мораторием, однако даже тогда – три месяца назад – индийские металлурги предупредили правительство, что после окончания моратория цены вырастут. В самом деле, держать цены на мартовском уровне в августе представляется нецелесообразным, прежде всего для деятельности металлургических компаний. Напомню также, что в настоящее время внутренние цены на металлургическую продукцию в Индии в среднем отличаются на 300-400 долларов от среднемировых цен.


Правительство попросило мораторий на три месяца – оно его получило, однако три месяца закончились как раз в конце прошлой недели и… ничего. Правительству понравились замороженные цены, очень понравились, ведь теперь рост металлопотребляющих отраслей, а также реализация инфраструктурных, строительных проектов не находится под угрозой. Ведь это так приятно реализовывать государственные проекты, когда за них платит кто-то другой. Да и всем остальным это тоже нравится – производителей автомобилей и мотоциклов, к примеру, очень устраивает ситуация с заниженными ценами на сталь. Они довольны. Да, если быть честным, довольны все – потребители покупают сталь по «старым» ценам, поставщики руды и угля взвинтили цены ровно так же, как и во всем мире, только вот металлурги оказались между молотом и наковальней, и никто их не слышит. Это просто никому не выгодно.


Но металлурги Индии – не слабого десятка, порох то в пороховницах есть, тем более что ничего кроме как сопротивляться и воевать им больше не остается. Обычно, в Индии достаточно активно работала эдакая структура, которая являлась неким срединным коммуникационным органом, между правительством и металлургами. Я имею в виду Министерство Стали. Являясь частью правительства, Министерство Стали тем не менее, представляло интересы металлургов и всегда стремилось найти баланс между интересами всей страны и интересами металлургических компаний. Разумеется, Министерство Cтали – государственный орган, однако помощь металлургам в лоббировании их интересов оно оказывало всегда. Сегодня ситуация изменилась – Министерство стали всецело выступает против свободного рынка, призывая металлургов не повышать цены. Если быть совсем точным, Министерство стали запретило повышать цены государственной корпорации SAIL, призвав ее «нажать» на частные компании, чтобы те так же воздержались от повышения цен. Мне непонятно, каким образом SAIL – уступающая в эффективности своим частным коллегам, будет нажимать на частные компании. В Индии, вообще-то дефицит собственной стали, так что выбора у потребителей особенно нет. Разумеется, всегда можно импортировать сталь, однако так как внутренние цены сегодня значительно ниже зарубежных, импорт представляется нецелесообразным.


Итак, что мы имеем. Свободная и демократическая Индия, зовущая к себе иностранных инвесторов, сравнивая себя с Китаем, в котором, как мы все знаем, существует серьезный госконтроль и до демократии далеко, становится куда более «зарегулированным» рынком, чем социалистический Китай. И частные металлургические компании, а это прежде всего Tata Steel, Essar, Jindal (кстати, по моему субъективному мнению, эти компании проводят наиболее разумную политику по слияниям и поглощениям) это прекрасно понимают. Что ж, у них есть определенный ресурс давления, или точнее сказать – противостояния. Tata Steel уже отметила, что, если подобная политика сдерживания цен будет продолжаться, компания может пересмотреть объемы инвестиций в развитие мощностей, а то и вовсе прекратить реализацию этих проектов. Надо добавить, что правительство дало еще один «стимул» для инвесторов – были повышены процентные ставки по кредитам, что осложняет финансирование новых проектов.


В итоге, сегодня в Индии, свободной в плане бизнеса демократической стране, металлургические компании ежедневно представляют отчет правительству по дневным объемам продаж, экспорту, еженедельно проводятся заседания ценового комитета, а правительство не выполняет своих обещаний. Металлургам запрещено повышать цены, однако другие отрасли пока подобному контролю не подвергаются. Металлургические компании страны фактически обречены на минимальные прибыли, а то и на отсутствие оных – понятно, что дополнительного импульса для развития мощностей (а некоторые представители правительства говорят уже о 280 млн т к 2020 году) и поглощений за рубежом подобная политика не дает. Если цены будут контролироваться и в дальнейшем, вся великая программа индийского правительства по развитию металлургии покатится в тартарары. Отрасли – потребители, такие как автомобилестроение и строительство, будут продолжать развиваться, однако вот стали им будет хронически не хватать. Ее уже не хватает! И как правительство будет решать этот вопрос? Реконструировать мощности своего полудряхлого гиганта SAIL? Или субсидировать закупки стали в Китае? Вряд ли, дороже выйдет. Даже если на карте появятся страны, в которых будет существовать серьезный ценовой контроль, экспортные поставки этот контроль точно не затронет – Индии придется платить по полной. Прибавьте к этому стоимость фрахта – она тоже не дешевеет. Так что, на мой взгляд, если Индия хочет добиться серьезного развития, как промышленности, так и инфраструктуры, ей молиться надо на собственных металлургов, которые, несмотря на рыночные риски (то, что Индия сможет потреблять более 200 млн т стали к 2020 году – весьма сомнительно), все-таки планируют развивать мощности и обеспечивать местного потребителя довольно-таки дешевой сталью. Правительство же страны сегодня делает все возможное для того, чтобы металлургам было неинтересно на Родине. Кто проиграет в этой войне металлургов и правительства? Сейчас проигрывают металлурги – власть давит, однако в долгосрочной перспективе проиграет страна и правительство. Без стали, никакого промышленного и строительного роста обеспечить стране не удастся.


Любопытно, но ровно за неделю до окончания моратория, Tata Steel перенесла свою международную штаб-квартиру (откуда ведется управление не-индийскими активами) в Сингапур… Молодец, Tata Steel, мне всегда нравилось, как эта компания ведет себя на международных рынках.

Наверх

Мероприятие

с 29 мая, 2022 по 28 июня, 2022


Время начала - 12:00
Время завершения - 18:00

28 июня в отеле «Жемчужина», Саратов, состоится конференция «Реформа контрольно-надзорной деятельности, повышение прозрачности и тенденции на рынке лома металлов». Спикерами конференции выступят представители Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ», Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Саратовской области, Рейтингового агентства «Русмет», компании «Таурус Моторс», «МегаРекс», «ХуаХун», «Электротерм», а также другие партнеры и члены Ассоциации.

Подробнее ...