Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

Blog Post

Импорт и экспорт, Мнения экспертов, Промышленные новости, Руда, Уголь

И опять дефицит 

/Rusmet.ru, Галина Резник/ Китайские сталелитейные компании закупают сырье в таких количествах, что за несколько месяцев цены на него изрядно подросли. Причем, это относится не только к железной руде, но и к коксующемуся углю. Соответственно, поставщики занимают жесткую позицию в ценовых переговорах. Первыми попали под удар японские компании – традиционные крупные импортеры коксующегося угля. А индийские компании ринулись скупать зарубежные угольные активы.


 


Жертвы китайских амбиций


 


Антикризисная политика Китая стимулирует потребление стальной продукции. В 2009 году выплавка стали в стране возросла на 65 млн. т по сравнению с предыдущим годом. При этом, логистические проблемы, связанные с транспортировкой коксующегося угля с внутриконтинентальных месторождений, стимулируют металлургов увеличивать его импорт. Еще в 2008 году Китай был нетто-экспортером этого сырья, поставив за рубеж на 4 млн. т больше, чем закупил. Но уже в 2009-м нетто-импорт составил 34 млн. т и продолжает расти. Индия тоже быстро увеличивает импорт угля, возвращаются к докризисному уровню его закупок и другие традиционные азиатские импортеры. В результате в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) образовался дефицит, а спотовые цены на высококачественный коксующийся уголь увеличились от $129 за т FOB Австралия (цена, оговоренная в прошлогодних контрактах) до около $220 за т.


Ожидается, что в 2010 году мировое производство стали вырастет на 9%, главным образом, за счет Китая и Индии, а азиатский спрос на коксующийся уголь увеличится на 8%. Сталелитейные компании в других регионах тоже будут наращивать объемы выплавки металла, хотя и не так быстро, поскольку в западных странах восстановление экономики происходит медленнее, чем в Азии. Соответственно, они тоже внесут свой вклад в повышение спроса на коксующийся уголь. При этом, Австралия в ближайшие два года не сможет значительно нарастить поставки из-за инфраструктурных ограничений, так что дефицит будет обостряться.


В этой ситуации, весьма неблагоприятной для потребителей, и начались традиционные ценовые переговоры по коксующемуся углю между крупнейшими поставщиками и покупателями. По мнению западных экспертов, цены в новых контрактах будут повышены на 35-40%, а аналитики Credit Suisse считают, что скачок составит 52% (т. е., с 1 апреля цены достигнут $190 за т). При этом, эксперты предупреждают, что и данный прогноз может оказаться слишком консервативным. В свою очередь, эксперты Metal Bulletin Research утверждают, что в текущем году контрактные цены будут установлены на уровне, который станет пиковым для ближайших 10 лет.


Разумеется, крупнейший в мире поставщик коксующегося угляBHP Billiton Mitsubishi Alliance (BMA) – старается использовать эту ситуацию в своих интересах. В принципе, BHP уже несколько лет пытается перейти от традиционной системы ценообразования, которая используется уже более сорока лет, к индексации цен по спотовому рынку, но этому противились и покупатели, и другие крупные поставщики сырья. Однако в прошлом году переговоры по железной руде с Китаем зашли в тупик, и контракты не были заключены. В результате резко возросли объемы спотовых поставок руды.


Это дает возможность BHP Billiton приблизиться к своей цели и в отношении коксующегося угля, и сейчас на переговорах с японскими покупателями компания настаивает на замене годовых контрактов квартальными. BHP Billiton предлагает изменять цены в соответствии с тенденциями спотового рынка, начиная переговоры за 15 дней до начала очередного периода. Короткие контракты – переходной этап на пути к индексации цен, причем, в отношении железной руды такую же позицию занимает ее крупнейший в мире производитель – бразильская компания Vale.


Японцы отчаянно сопротивляются этим переменам. Правда, не ясно, насколько успешным будет это сопротивление, поскольку китайские производители не возражают против этих условий. Как заявляет председатель Japan Iron and Steel Federation (JISF) Содзи Мунеока, покладистость китайцев объясняется тем, что они производят много конструкционной стали, а с ее потребителями проще будет договариваться о ежеквартальном изменении цен. У японских же производителей 60-70% продукции предназначено для обрабатывающей отрасли, компании которой вряд ли согласятся перейти к более коротким контрактам. Не устроит такой подход и производителей автомобилей. Поэтому, хотя BMA и попыталась «подсластить пилюлю», предложив сталелитейным заводам уголь по $180 за n, а не по $200, как она требует в отношении годовых контрактов, японские покупатели пока не согласны на этот вариант. И, как сообщило агентство Bloomberg, их поддержала корейская Posco, объявив, что в текущем году соглашение по коксующемуся углю будет отложено «из-за требований поставщиков изменить систему ценообразования».


В конце февраля представители BMA посетят Японию, чтобы предложить покупателям коксующегося угля три варианта новой системы ценообразования, включая ежеквартальные ценовые переговоры по половине поставок. По сведениям Goldman Sachs, речь идет о системе скидок по квартальным контрактам.


Тем временем, такое же предложение сделала японским компаниям и канадская Teck Resources, которая обеспечивает 10% их потребностей в коксующемся угле (BHP Billiton – около 20%). Канадцы уверены, что в ближайшие годы спрос будет расти, поскольку в Китае в прибрежных провинциях завершится строительство пяти крупных коксохимических заводов, которые будут обеспечивать себя сырьем за счет морских поставок. Это вполне логично: из соображений безопасности шахтеров и в связи с низкими ценами в прошлом году в Китае закрыли множество шахт. При этом, китайцы закупали уголь на спотовом рынке. В Teck Resources говорят, что одного этого факта уже достаточно для перехода к более коротким контрактам. Правда, в канадской компании не комментируют справедливость этого требования по отношению к другим покупателям. Таким образом, неумеренная активность китайских металлургам создает проблемы их зарубежным коллегам.


 


Индо-китайская экспансия


 


По оценкам А. С. Фироза, главного экономиста департамента экономического анализа (JPC) министерства металлургической промышленности Индии, оборот мирового рынка коксующегося угля увеличится от 166 млн. т в 2009 году до 186 млн. т в 2011-м, а в 2020 году составит 279 млн. т. При этом, эксперт прогнозирует, что в 2020 году дефицит составит, примерно, 26 млн. т. Более того, Фироз указывает, что в расчет принимались консервативные оценки расширения мощностей в китайской сталелитейной промышленности, и, скорее всего, недооценен потенциал Индии: если в стране будут реализованы все проекты, которые сейчас только на бумаге, то дефицит коксующегося угля примет катастрофический характер.


Отсюда следует, что есть два пути дальнейшего развития сталелитейной промышленности: смена технологий или масштабная разработка новых угольных месторождений во всех регионах мира. Однако в любом случае Австралия будет доминировать: если сейчас из этой страны на мировой рынок поступает 62% коксующегося угля, то даже при условии массовой реализации угольных проектов во всем мире в 2020 году на долю австралийских поставок будет приходиться 58% от этого увеличенного объема. Таким образом, ценовые рычаги останутся в руках у австралийских поставщиков, поскольку для азиатских компаний импорт угля из Канады или США связан с большими затратами на транспортировку.


По прогнозу Credit Suisse, в текущем году спрос на металлургическое сырье будет расти, а кредиты станут доступнее, поэтому активизируются поглощения сырьевых активов. Лидировать в этой сфере будут Индия и Китай. В прошлом году приобретений было немного, хотя цены были низкими, но только из-за кредитного сжатия. Теперь же Китай ринется скупать угольные и железорудные месторождения в Индонезии, Таиланде, Филиппинах и Вьетнаме, в полном соответствии с правительственной политикой. Китайский Центробанк уже внес предложение использовать огромные валютные резервы страны на целевые кредиты компаниям, которые хотят приобрести сырьевые активы за рубежом. Хотя в Китае есть значительные резервы угля, они находятся в центральной и северной частях страны, а основное население и промышленность сосредоточены на юге и в прибрежных регионах. Годовое потребление угля в Китае оценивается почти в 3,3 млрд. т, и перемещение такого гигантского объема через полстраны весьма затруднительно в плане логистики. Поэтому правительство считает целесообразным обзавестись альтернативными источниками поставок из Юго-Восточной Азии или Австралии.


Ну, а в Индии общие запасы угля составляют 207 млрд. т, из них коксующегося – 33 млрд. т, но 6,7 млрд. т залегают на глубинах более 600 м, что представляет серьезные трудности для добычи. При этом, индийский коксующийся уголь отличается высокой зольностью, поэтому металлурги вынуждены импортировать более качественное сырье. До недавнего расширения китайского импорта Индия была вторым по величине покупателем австралийского коксующегося угля (после Японии), но практически не имеет зарубежных активов в этом сегменте, где доминируют международные гиганты BHP Billiton, Rio Tinto, Xstrata, AngloAmerican и Peabody Energy. Разве что Gujarat NRE Minerals – зарегистрированная в Австралии дочерняя компания индийского импортера Gujarat NRE Coke – владеет двумя месторождениями с резервами около 500 млн. т коксующегося угля. Сейчас Gujarat планирует увеличить его добычу от 1 млн. до 7 млн. т в год, кроме того, сейчас она пытается осуществить враждебное поглощение небольшой местной компании Rey Resources, которой принадлежит крупное месторождение энергетического угля в Западной Австралии.


Однако сейчас индийское правительство планирует ускорить экономический рост до 10% в 2011 году, а это означает, что резко увеличатся потребности страны в угле. По оценкам чиновников, через 2-3 года Индии необходимо будет ежегодно импортировать около 200 млн. т угля, в том числе – около 50 млн. т коксующегося. Поэтому зарубежными угольными активами серьезно заинтересовались и энергетики, и металлурги. Даже инжиниринговая компания Larsen готова выделить на такие приобретения до $2 млрд.


Естественно, сейчас индийские металлургические компании активно присматриваются к возможностям зарубежных приобретений угольных активов. Так, Steel Authority of India (SAIL) проводит переговоры с несколькими компаниями о приобретении угольных залежей в Австралии, Новой Зеландии, Мозамбике и Индонезии. В результате этих покупок SAIL рассчитывает обеспечить до 40% своих потребностей в коксующемся угле с учетом грядущего увеличения сталелитейных мощностей на 9 млн. т в год к 2012 году. JSW Steel сейчас оценивает возможности приобретения угольных месторождений в Австралии, Северной Америке и Африке. Компании не повезло в Мозамбике, поскольку разрезы, на которые ей выдали там лицензии, не содержат коксующихся углей, поэтому сейчас JSW тщательно изучает предполагаемые покупки. Управляющий директор компании Сешагири Рао сообщил, что для JSW представляют интерес месторождения с запасами от 10 млн. т до 1 млрд. т. А производитель кокса Ennore Coke уже завершает покупку месторождения коксующихся углей Broughton в Австралии.


Правда, эти планы могут быть подкорректированы, поскольку конкуренция с китайскими и японскими компаниями взвинтит цены на такие активы. Тем не менее, понятно, что именно сейчас – оптимальное время для приобретений.

Related posts

Добавить комментарий

Required fields are marked *