/Rusmet.ru, Артем Зверев/ Во время драматических перемен, металлурги Китая сокращают производство, причем это делают как крупные компании, так и средние и мелкие. Хотя, что уж тут, мелкие производство не сокращают, они его останавливают и это сегодня является одной из немногих радостных новостей для чиновников от металлургии. В Индии сокращение производства тоже имеет место быть, причем, что самое интересное, производство вынуждены сокращать частные компании – более эффективные по сравнению с государственными. Сокращают объемы производства российские и украинские металлурги, в состоянии глубокой растерянности пребывают металлурги Соединенных Штатов и Европы. Бразильцы тоже принялись за сокращение объемов выпуска металлопродукции.


Но есть страны, которые пока особенно не беспокоятся из-за внешних проблем. Вьетнамские металлурги, к примеру, отмечают рост спроса на сталь в ноябре, а также прогнозируют достаточно стабильный декабрь. Кризис? Да вроде бы никакого серьезного кризиса вьетнамские металлурги пока не замечают. Не замечают кризиса и зарубежные инвесторы. Tata Steel буквально неделю назад подтвердила свои намерения по строительству металлургического комбината в стране, причем подтвердила достаточно четко. Малазийская Lion Group вообще три дня назад начала строительство металлургического комбината на 14 млн т стали в год (совместно с вьетнамской государственной судостроительной корпорацией). А корейской Posco вьетнамское правительство временно… отказало в праве строительства комбината на выбранной территории из-за протестов местных жителей, а также важности района для туристической индустрии страны. Но Posco не сдается – компания будет искать новую площадку для реализации своего проекта. Никакого кризиса, отсрочек или серьезных проблем с инвестициями во Вьетнаме пока нет.


Но проблемы у вьетнамских металлургов все равно есть – Китай отменяет экспортные пошлины на 103 вида металлопродукции, а значит, очень скоро китайская сталь может заполонить вьетнамский рынок. И даже 8% импортная пошлина не сдержит этот поток. Что уж тут говорить, если китайцы умудряются продавать свою продукцию на индийском рынке по ценам на 5-10% ниже стоимости индийской металлургической продукции – это повод задуматься о серьезности китайской атаки на ослабевающие рынки. Так что сейчас металлургов Вьетнама волнует по сути дела одна проблема (которая, кстати, волнует их уже года три) – как оградить свой рынок от наплыва китайской стали. Они предлагают правительству повысить импортные пошлины до 20%.


Вьетнамское правительство очень гордится своими последними успехами по привлечению инвестиций (инвестиционные законы были модернизированы и существенно упрощены для инвесторов), инвестиции во Вьетнам потянулись не только от соседей, но и от крупных корейских и японских компаний, которые раньше уютнее чувствовали себя в Таиланде и Малайзии. Кстати, даже сейчас объемы привлекаемых инвестиций растут каждый месяц.


Нормально себя чувствует и Малайзия, только вот серьезные проблемы испытывают строители. Они жалуются на рост цен на… сталь и цемент. Строители призывают правительство обязать металлургов и СМЦ объявлять о повышении цен не позже чем за 6 месяцев до их повышения. Также строители призывают правительство ввести экспортную пошлину на сортовой прокат и цемент в размере 15%, некоторые вообще призывают запретить экспорт сорта из страны. Кстати, именно малазийская Lion Group сегодня строит комбинат на 14 млн т в год во Вьетнаме. Местные металлурги жалуются на излишнее регулирование импорта, но тем не менее, ни одного упоминания о кризисе от них не услышишь. Единственное, цены на листовой прокат снизились на 12-20% ( с 1 декабря). Государство, кстати, активно привлекает инвестиции в металлургию, именно с таким заявлением две недели назад выступил Министр внешней торговли и промышленности страны. Ассоциация производителей чугуна и стали Малайзии призывает своих членов ориентироваться по ценам на мировой рынок, и изменять их в соответствии с ситуацией. Однако до сего момента цены на внутреннем рынке такие, о которых и в Индии, и в Китае можно только мечтать. Малазийские металлурги, конечно, готовы к тому, что в следующем году будет труднее, однако Малайзия, скорее всего, просто ограничит импорт. Правительство Малайзии известно своим протекционизмом, поэтому металлурги Малайзии особенно сильно не горюют. Правительство уже упразднило пошлины на ввоз сырья и подката, а также отменило инвестиционные ограничения на капитал (раньше, иностранный инвестор мог реализовать проект в Малайзии, стоимость которого превышает 720 тыс. долларов, теперь это ограничение снято, а значит, страна станет более привлекательной и для мелких инвесторов).


В Пакистане проблемы больше политического свойства, конфликт с Индией, или точнее говоря, конфликт Индии с Пакистаном, может серьезно отразиться на промышленности и строительстве. Между тем, Пакистан – чистый импортер стали о металлургии не волнуется. Мощности главного производителя страны Pakistan Steel загружены на 75%, в ближайшие месяцы компания собирается довести этот показатель до 90%. Как говорили еще лет 30 назад, «металлурги Пакистана смотрят в будущее с большим оптимизмом».


А вот Бутану не повезло. Не повезло металлургам Бутана, и все тут! Металлурги Бутана попали в очень сложную ситуацию. Практически все, что они раньше выпускали, производилось для индийской промышленности. Индийской промышленности сегодня хватает и своих металлургов, кроме того, весьма активно на индийском рынке ведут себя китайцы. Для металлургов Бутана на этом рынке места очень мало, даже, несмотря на то, что металлурги Бутана и сами много места не занимают. Те компании, производство которых было всецело ориентировано на Индию, уже остановили производство, представители бутанских компаний Druk Iron and Steel, Lhaki Steel, Bhutan Concast, KK Steels и Bhutan Rolling Mills заявляют о возможном и скором банкротстве. Они обратились к правительству с просьбой о помощи: реструктуризации долгов перед банками, замораживание выплат по кредитам на 6 месяцев, отсрочка по оплате за электроэнергию, а также отмене импортных пошлин на лом (никогда бы и подумать не мог, что они существовали).


На самом деле, мне очень жалко бутанскую металлургию. Честно. Несколько лет назад пара холдингов бутанского разлива решили выпускать сталь, так как затраты были существенно меньше чем в Индии. За три последних года в одном бутанском городке появилось сразу несколько заводов-цехов, выпускающих порядка 5-12 тыс. т металлопродукции в год каждый. Они набрали кредитов летом, так как закупка сырья обходилась им недешево, думая получить свою прибыль в сентябре-октябре… Их по-настоящему жалко, они умирают, не успев даже почувствовать жизни, не успев узнать значения слова «демпинг», не успев ощутить, что такое «китайская угроза»…