Skip to content

Лед тронулся

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ В
Европе начинается период минимальной деловой активности, когда объемы продаж
стальной продукции будут незначительными из-за летних отпусков. Тем не менее,
региональные металлургические компании, готовясь к волне закупок, которая
должна начаться в середине августа, заранее анонсировали повышение котировок по
сентябрьским контрактам. Подорожать, при этом, должна как длинномерная, так и плоскокатаная
продукция.

Европейские
мини-заводы приступили к подъему цен в начале второй половины июля, перед
остановкой производств для проведения плановых ремонтов. В этом году многие
предприятия будут простаивать в течение всего августа, так что объем предложения
сейчас достаточно ограничен. Это компенсирует слабый спрос со стороны
строительной отрасли в большинстве стран ЕС. Приемлемый уровень активности
наблюдается в последнее время только в Центральной Европе и Скандинавских
странах. Кроме того, металлурги увеличивают стоимость длинномерного проката
из-за ожидающегося в августе повышения цен на металлолом.

В Германии и Польше
арматура предлагается, в основном, по 460-470 евро за т
CPT, хотя некоторые компании выставляют на сентябрь цены
вплоть до 470 евро за т
EXW. В странах Южной
Европы даже при минимальном спросе эту продукция подорожала до 440-450 евро за
т
EXW. Значительно выросли и экспортные котировки
южноевропейских компаний. В частности, арматура испанского и итальянского
производства подорожала на 20-25 евро за т по сравнению с началом июля – до
450-455 евро за т
FOB. Реальными сделками
эти цены пока не подтверждаются, но поставщики рассчитывают на возобновление
алжирского импорта после завершения Рамадана (5 августа).

На рынке плоского
проката инициатором повышения котировок выступила корпорация
Arcelor Mittal, объявившая о
прибавке 20 евро за т к сентябрьским ценам по сравнению с августом. Правда,
восточноевропейские предприятия группы пока что предлагают горячий прокат по
410-435 евро за т
EXW, а холоднокатаные
рулоны – по 500-520 евро за т
EXW. Впрочем,
максимальным уровнем базовых цен на горячекатаные рулоны по всей Европе
являются 440 евро за т
EXW.

Примеру Arcelor Mittal последовали и
некоторые другие производители, в частности, германская
Salzgitter и итальянская Riva,
на время сезона летних отпусков отказавшаяся от прежней демпинговой политики.
Стоимость горячекатаных рулонов в Италии приближается к отметке 420 евро за т
EXW по сентябрьским контрактам.

В ближайшие две-три
недели на европейском рынке стали не ожидается каких-либо существенных
изменений. Металлургические компании объявили о новых котировках на сентябрь и
теперь сделают паузу, так же, как и их клиенты.

Судя по всему,
производители все же должны добиться определенного роста цен в конце лета –
начале осени. Спрос в этот период действительно пойдет вверх, кроме того, на
рынке преобладают оптимистические ожидания. По мнению большинства специалистов,
региональная экономика начинает восстанавливаться, а спад первой половины
текущего года сменяется стабилизацией. Как считает, в частности, генеральный
секретарь ассоциации
Eurofer Гордон Моффат, в
ближайшие месяцы европейские банки несколько смягчат свою кредитную политику,
так что финансирование для дистрибуторов и конечных потребителей стальной
продукции станет более доступным.

В целом, по оценкам Eurofer, видимый спрос на стальную продукцию в
странах Европейского Союза в текущем году сократится на 3% по сравнению с
прошлым годом. Спад будет наблюдаться, прежде всего, в таких отраслях как
строительство, автомобилестроение, трубопрокатная промышленность. Но ситуация
постепенно приходит в норму, и в 2014 году эксперты
Eurofer
предсказывают рост на 2%.

Лед тронулся

4 мин.

Опубликованно: 9 апреля 2013

Мнения экспертов, Промышленные новости, Чугун, Экология

/Rusmet.ru, Ольга Фомина/ Успев закрыть к Евро-2012 все свои мартены, металлургический завод «Донецксталь» до сих пор не построил на их месте запланированный электросталеплавильный комплекс. Причина – отсутствие денежных средств. Вплоть до сегодняшнего времени на заводе занимались поиском финансирования для запуска нового производства. И вот, кажется, дело сдвинулось с «мертвой точки».


Грандиозный проект


В середине апреля прошлого года в Донецке остановили последнюю мартеновскую печь, тем самым положив конец мартеновскому производству на «Донецкстали». Между тем, на Донецком метзаводе в разные годы работали два мартеновских цеха: старо-мартеновский (с 1892 года) и ново-мартеновский (с 1912 года). За более чем столетнюю историю мартеновским способом здесь было выплавлено более 70 млн. т стали.


Однако с появлением новых более эффективных технологий металлурги во всем мире начали отказываться от мартенов, не стал исключением и отечественный метзавод в Донецке, где мартеновское производство постепенно начало выводиться из эксплуатации еще в 1991 году. А в середине 2000-х, когда стоимость энергоресурсов, особенно природного газа, начала стремительно расти, руководство «Донецкстали» приняло решение о полной замене мартеновского способа выплавки стали на электросталеплавильный. Тогда же повысились экологические требования к металлургам, что ускорило процесс перехода на новое производство на заводе. По расчетам специалистов, электросталеплавильное производство позволило бы «Донецкстали» не только снизить потребление газа, но и сократить выбросы вредных веществ в атмосферу в 3,5 раза, тем самым уменьшив общую нагрузку на экологию Донецка на 25-27%.


Таким образом, в сентябре 2008-го из эксплуатации была выведена мартеновская печь № 4, а в июле 2009 года – мартеновская печь № 3. Начались работы по подготовке площадки под строительство электросталеплавильного агрегата: на месте печей был вырыт котлован под новую дуговую сталеплавильную печь (ДСП). Научно-исследовательским институтом «Гипросталь» были разработаны основные технические решения и проект строительства. Был заключен контракт на поставку технологии и оборудования 150-тонной ДСП с австрийской компанией Siemens VAI Metals.


В целом проект перехода на новое производства предполагал два этапа. На первом предусматривались закрытие двух мартенов и строительство на их месте дуговой сталеплавильной печи мощностью 1,8 млн. т в год. Все работы первого этапа реконструкции планировалось завершить уже к концу 2009 года, однако этого, к сожалению, до сих пор не произошло. Финансовый кризис, обвал рынков металлопродукции, а также проблемы «Донецкстали» с кредиторами значительно отодвинули сроки ввода в эксплуатацию новой ДСП.


К проекту вернулись лишь в 2011 году, когда предприятию удалось договориться о реструктуризации задолженности. Однако и с того времени, кроме закрытия весной прошлого года последних мартенов, ситуация особо не изменилась. Все это время предприятие занималось поиском дофинансирования первого этапа проекта. Вложив ранее более $150 млн., необходимо было найти еще порядка $40 млн.


И вот в ходе совещания по вопросам перспективного развития ПрАО «Донецксталь» – металлургический завод», проходившего14 марта 2013 года в Донецкой областной госадминистрации, поступило подтверждение об открытии кредитной линии для предприятия одним из банковских учреждений. Наличие финансовых средств позволило предположить, что уже этим летом новая электросталеплавильная печь будет введена в эксплуатацию.


Старт второму этапу реконструкции


Тогда же, во время совещания, было заявлено, что совсем скоро начнется проведение второго этапа реконструкции, в рамках которого планируется осуществить работы по строительству литейно-прокатного комплекса, модернизировать стан «2300», провести развитие доменного производства. Реализация данных мероприятий должна обеспечить увеличение производства чугуна на «Донецкстали» до 2 млн. т в год, стали – до 1,5 млн. т, листового проката – до 750 тыс. т, сортового проката – до 623 тыс. т. За счет значительного снижения потребления природного газа, сократится себестоимость готовой продукции. Соответственно, усилятся позиции донецкой компании на мировом рынке металлопроката. Также появятся новые рабочие места и уменьшится негативная нагрузка на окружающую среду.


В ходе совещания был подписан Меморандум о сотрудничестве между ПрАО «Донецксталь – металлургический завод» и компанией Siemens VAI о строительстве литейно-прокатного комплекса в составе нового электросталеплавильного производства. По предложению иностранного партнера в рамках проекта будет построена одна универсальная комбинированная машина непрерывного литья заготовок (сейчас их две – для производства листового и сортового проката). После ее завершения будет установлен прокатный сортовой стан. Концепция, разработанная Siemens, включает разливку стали, получение заготовки и строительство сортового стана на хвосте разливочной машины. Он является соединением стана для прокатки простых профилей машиностроительного сортамента и стана, который может катать фасонные профили, в том числе для горных выработок, вагоностроения, а также строительный сортамент.


Всего для завершения второго этапа модернизации предприятию необходимо более $600 млн. Из них $200 млн. «Донецксталь» хочет привлечь с помощью кредита под государственные гарантии. Глава Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий пообещал ходатайствовать о включении программы перспективного развития предприятия в перечень проектов, средства на которые планируется выдать под государственные гарантии в рамках Государственной программы активизации развития экономики.


При соответствующем финансировании полностью завершить второй этап проекта реконструкции можно будет через 2-2,5 года. Остается надеяться, что со вторым этапом «Донецкстали» повезет больше.

Лед тронулся

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ После трехмесячной стагнации котировки на стальную продукцию в США пошли вверх, прибавив порядка $20-30 за метрическую т по сравнению с началом месяца. Это гораздо меньше, чем хотели бы достичь производители, объявлявшие о повышениях в размере от $25 до $60 за короткую т ($29-66 за метрическую т), но все же представляет собой несомненный успех. С декабря прошлого года американские сталелитейные компании несколько раз пытались осуществить увеличение котировок, но сдвинуть их вверх им удалось только сейчас.


По мнению аналитиков, одной из причин мартовского роста стало подорожание металлолома в текущем месяце. Сырье прибавило в цене порядка $20-45 за т, что, с одной стороны, поставило металлургов в нелегкое положение, но, с другой, облегчило им задачу. К тому же, с наступлением весны потребление проката в США все же начало расширяться, а потребители, не проявлявшие практически никакой активности в последние месяцы, возобновили закупки.


Наконец, серьезным подспорьем для рынка стало оживление в строительной отрасли. Признаки улучшения появились там уже в декабре, но в феврале количество выданных разрешений на сооружение жилых домов превысило показатели аналогичного периода годичной давности на 33,8%. Правда, сектор жилищного строительства в США потребляет относительно скромные объемы стальной продукции, а экономика в целом по-прежнему демонстрирует не самые высокие результаты. По оценкам Федеральной резервной системы США, недавнее сокращение государственных расходов, осуществленное в «автоматическом» порядке, в силу того что президент так и не договорился с оппозицией в Конгрессе, обойдется стране снижением темпов экономического роста на 1,5 п.п.


В целом в ФРС настроены достаточно оптимистично, предсказывая на 2013-2015 годы постепенное ускорение экономического роста до 3,0-3,7% и уменьшение безработицы до 6,5%, но в ближайшее время серьезных перемен к лучшему не предвидится. Вследствие этого аналитики не исключают, что мартовское повышение котировок на стальную продукцию окажется непродолжительным и скоро опять сменится спадом.


Основной проблемой американского рынка специалисты называют избыток предложения. По данным American Iron & Steel Institute, в январе 2013 года национальные металлургические компании произвели максимальный объем металла за последние пять месяцев. И хотя в феврале объем выпуска сократился, на складах металлургических компаний скопились значительные объемы продукции.


Как отмечают трейдеры, при первых же признаках подорожания плоского проката металлургические компании резко увеличили объем предложения, что может привести к новому обвалу. Если в начале второй половины марта средний уровень котировок на горячекатаные рулоны в США достигал $700 за метрическую т EXW, то в третьей декаде появились демпинговые предложения из расчета $675-680 за т, а потребители, сориентировавшись в ситуации, уже выставляют встречные предложения на уровне $600 за короткую т ($661) EXW. Так что, на рынке листовой стали американский подъем оказался под угрозой срыва, тем более, что в апреле прогнозируется понижение котировок на металлолом.


Цены на длинномерный прокат выглядят более устойчивыми. Стоимость арматуры в стране достигла $730-740 за метрическую т EXW, а предложения на поставку низкоуглеродистой катанки поступают на уровне $750 за т EXW и более. Правда, здесь определенной проблемой может стать дешевый импорт турецкой арматуры и китайской катанки. Цены на эту продукцию в последнее время слегка понизились, поэтому она представляет интерес для покупателей.


Лед тронулся

2 мин.

Опубликованно: 4 февраля 2013

Мнения экспертов, Промышленные новости, Руда

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Во второй половине января на рынке товарных слябов началось долгожданное оживление. Подъем котировок на плоский прокат в странах Восточной Азии и ожидания еще большего роста весной этого года примирили региональных прокатчиков с подорожанием полуфабрикатов, на котором производители этой продукции настаивали еще с декабря.


В течение прошлого месяца стоимость горячекатаных рулонов в Корее и на Тайване прибавила более $30 за т, открыв возможность для аналогичного подъема цен на слябы. Кроме того, в последнее время объем предложения на региональном рынке был ограниченным. Российские компании в январе больше ориентировались на турецкий рынок, а Западно-Сибирский меткомбинат сократил производство плоских полуфабрикатов в пользу заготовок. Корейская Posco, остановив часть мощностей для проведения ремонта, вообще перестала продавать слябы, используя их для собственного производства готового проката, а поставки из Японии были незначительными.


В конце января российские компании заключали контракты с азиатскими покупателями на уровне $520-525 за т CFR. Примерно на том же уровне находилась и японская продукция. Латиноамериканские производители добились даже более существенного повышения – до $530-540 за т CFR. Впрочем, по мнению аналитиков, новое подорожание как плоского проката, так и железной руды в регионе создает предпосылки для продолжения роста в феврале.


На подъеме находится и турецкий рынок полуфабрикатов, на состояние которого, как и в Восточной Азии, повлияло, прежде всего, увеличение стоимости готовой продукции. Внутренние цены на горячекатаные рулоны в стране к началу февраля вышли на уровень $630-650 за т EXW, поэтому производители готовы закупать слябы в СНГ по $520 за т CFR, а в Бразилии – по $530-540 за т CFR.


Не заметно пока прогресса только на одном направлении – американском. Бразильские компании в течение всего января пытались взвинтить цены на полуфабрикаты, считая оптимальным для себя все те же $530-545 за т CFR. Однако для прокатчиков в США слишком высокими выглядят даже котировки мексиканских поставщиков, готовых продавать слябы всего по $510-515 за т CFR. Несмотря на все старания американских металлургов, внутренние цены на горячий прокат в течение последних двух месяцев застряли на уровне $690 за т EXW, а толстолистовая сталь даже немного подешевела.


Впрочем, пока что производители товарных слябов настроены оптимистично. Благодаря продолжающемуся росту цен в Турции и Восточной Азии они могут рассчитывать на увеличение стоимости своей продукции в феврале, как минимум, еще на $15-20 за т.


Лед тронулся

/Rusmet.ru, Галина Резник/ Индийский рынок стали быстро развивается и имеет огромный потенциал. На сегодняшний день потребление стали на душу населения в этой стране составляет 44 кг, т.е., оно значительно меньше, чем в Бразилии (100 кг), Китае (307,3 кг), ЕС-27 (392 кг), США (353,9 кг), не говоря уже о Японии (625,9 кг). Этот показатель гораздо ниже и среднемирового (198 кг). Однако, по прогнозу министра сталелитейной промышленности Вирбхадры Сингха, в ближайшие 5-6 лет индийский спрос удвоится. Поэтому он считает, что национальной металлургической отрасли необходимо увеличить мощности до 124 млн. т уже к 2012-2013 году.


 


 


Казалось бы, этот грандиозный план вполне реалистичен: в Индии есть крупные месторождения железной руды, а ведущие транснациональные компании уже давно стремятся построить там интегрированные сталелитейные заводы. При этом местные производители тоже разработали программы расширения мощностей. Власти одного только «железорудного» штата Орисса за последние пять лет подписали контракты на строительство металлургических заводов с 49 национальными и иностранными компаниями. Однако ни один из новых проектов до сих пор не реализован по двум причинам: бюрократические препятствия и протесты местного населения, умело подогреваемые оппозиционными политиками.


Правда, исходно, ситуация была иной. Несколько лет назад, когда иностранные компании только начинали переговоры о своих проектах с индийским правительством, этим планам резко воспротивилось национальное «стальное лобби». Местные сталелитейные магнаты напоминали властям о прошлом опыте иностранных инвестиций в индийскую сталь, когда иностранные производители подписывали меморандумы о строительстве заводов и получали лицензии на разработку железорудных месторождений. Они действительно вкладывали деньги, но только в строительство рудников, а добытое сырье просто экспортировали на свои заводы в других странах.


В таких «нехороших» намерениях обвиняли, в частности, корейскую Posco, когда она пыталась договориться о своем проекте пять лет назад. Правительство восприняло эти обвинения с должным вниманием и запретило Posco экспортировать руду. Корейцы долго торговались с властями по этому вопросу и, наконец, пришли к консенсусу: компании разрешили вывозить из Индии до 30% добытой руды с низким содержанием железа, но взамен Posco пообещала ввозить такое же количество сырья более высокого качества, чтобы смешивать его с местной рудой для использования на будущем предприятии. По стопам Posco двинулись и другие международные корпорации. Все они, как и корейцы, вздыхали с облегчением, подписав с властями «железорудных» штатов меморандумы о взаимопонимании, в которых оговаривалось выделение под строящиеся предприятия резервов руды. Однако, как оказалось, рано.


Дело в том, что строить новые заводы планируют и индийские металлурги. За последние три года они анонсировали более десятка крупных проектов (более 5 млн. т), и еще больше средних и мелких. При этом, все компании, и местные, и иностранные, устремились в три штата – Джаркханд, Орисса и Чхаттисгарх, на которые приходятся почти 70% из подтвержденных 13,5 млрд. т запасов (общие резервы Индии оцениваются в 25 млрд. т). В одной только Ориссе было подписано восемь меморандумов о взаимопонимании, в которых оговаривалось выделение резервов железной руды под строящиеся предприятия. Естественно, возникли проблемы с получением лицензий на добычу: разные компании претендовали на одни и те же залежи, а администрация штата, не имея возможности выбрать, тянула время, вообще ни принимая конкретных решений.


Наконец, неторопливые чиновники определились с несколькими лицензиями, и страдания компаний зашли на новый круг: теперь «счастливчикам» требовалось получить «добро» от Экологического информационного центра, который оценивает воздействие будущего завода на окружающую среду. А получить его крайне трудно, причем не из-за предполагаемого губительного эффекта, а в связи с бесконечными отсрочками.


А теперь – самое интересное: покупка земли. Проблема с приобретением участков под строительство обусловлена двумя причинами. Во-первых, крестьяне отказываются продавать землю и не хотят переселения в другие места. Во-вторых, эти настроения раздувает оппозиция, используя их в своей политической игре. В результате по состоянию на начало октября 2009 года приобрести землю под строительство сумела единственная компания – индийская JSW Steel для планируемого завода в штате Западная Бенгалия. Все остальные проекты прочно застряли на этой стадии.


По данным индийского Министерства сталелитейной промышленности, зависла в воздухе судьба 22 крупных проектов общей стоимостью $82 млрд. В частности, в сентябре приостановили попытки приобрести землю Arcelor Mittal, Essar Steel, Jindal Steel & Power, Posco и Tata Steel. Это и понятно. Posco предложила построить в Ориссе завод мощностью 12 млн. т в год еще в 2005 году, но с тех пор так и не сумела продвинуться с покупкой земли. Не лучше положение и у Arcelor Mittal: в 2006-м компания предложила построить два завода (каждый – 12 млн. т) в Ориссе и Джаркханде, но до сих пор так и не смогла начать процесс покупки земли ни для одного из проектов из-за жесткого сопротивления местных жителей. Такая же ситуация и у Tata Steel, которая собиралась реализовать три новых проекта (Джаркханд, Орисса и Чхаттисгарх).


По этому поводу Д.С. Рават, генеральный секретарь Торгово-промышленной палаты (ASSOCHAM), высказался в том духе, что оппозиционные партии чрезмерно политизируют проблему приобретения земли. По его мнению, для промышленников имеет смысл покупать ее непосредственно у владельцев, заключая прямые договоры купли-продажи, а правительства штатов должны играть роль координаторов. «Если компании способны установить прямой контакт с местными жителями и убедить их в преимуществах, которые принесет региону реализация проектов, многие проблемы отпадут сами собой», – говорит Рават.


Однако возражающие против проектов неправительственные организации считают такой подход слишком упрощенным. Типичные аргументы защитников народных интересов сводятся к тому, что компаниям нельзя доверять, и их утверждения, что данные проекты будут способствовать развитию региона в целом, – просто миф. Так, Рави Реббапрагада, председатель национального альянса Mines, Minerals and People, указывает, что в прошлом уже возникали ситуации, когда люди, которых переселили из-за реализации проектов, не смогли заново организовать свою жизнь. По его словам, компания может предложить работу одному члену семьи, но не ясно, что делать остальным ее членам, для которых именно земля была источником существования. «Компании должны предоставить гарантии, что жизнь перемещенных жителей улучшится, а не ухудшится. А предлагаемой денежной компенсации для этого недостаточно», – говорит Реббапрагада.


Эти дискуссии могли бы продолжаться бесконечно, однако в начале октября компания Arcelor Mittal объявила, что из-за проблем с приобретением земли компания собирается отозвать свои планы строительства заводов в штатах Орисса и Джарканд. Владелец и председатель правления группы Лакшми Миттал сообщил в интервью «The Financial Times», что собирается инвестировать выделенные на эти проекты $20 млрд. в других странах. По его словам, затяжки с приобретением земли он считает «неприемлемыми». Тогда политики осознали, что несколько «заигрались», а на разных уровнях власти начались «шевеления».


Так, ASSOCHAM предложила серию мер по решению проблемы, включая поправку к закону о приобретении земли, которую должен принять парламент, создание национального банка земли, выплату компенсации владельцам участков по рыночной цене и выделение им акций проектов. Кроме того, в пакет предложений входит оценка действенности программ реабилитации перемещенных лиц, которую должна производить комиссия, созданная на уровне штата, и закрепление за компаниями-покупателями ответственности за связанные с реабилитацией программы.


Центральное правительство серьезно забеспокоилось, что огромные инвестиции могут уплыть в другом направлении, и попыталось поторопить власти «железорудных» штатов. Однако в конце октября правительство Ориссы выступило с заявлением: «Мы проводим политику мирной индустриализации, и это относится ко всем проектам без исключения». При этом местные чиновники утверждают, что если компании, включая Posco и Arcelor Mittal, предложат приемлемый пакет для переселения и реабилитации (R&R), то им будет проще убедить людей в преимуществах проектов.


Тем не менее, власти Ориссы активизировались, а некоторые проекты стали обретать реальные очертания. Так, Tata Steel уже объявила, что в декабре все же начнет строительство нового завода (6 млн. т в год). Генеральный директор компании Х.М. Неруркар сообщил журналистам, что 80% жителей уже переселились с места будущего строительства. Продвинулся и проект Tata Steel в Чхаттисгархе: жители 10 деревень одобрили планы компании относительно строительства завода (5,5 млн. т в год), для которого необходимо освободить более 1 тыс. га земли. В свою очередь, Posco сообщила, что собирается начать закладку фундамента завода в Ориссе в ближайшие 2-3 месяца, скорее всего – в январе. Кстати, на церемонии будет присутствовать президент Южной Кореи Ли Мун Бак, и именно его предстоящий визит в Индию мог поспособствовать сталелитейной компании в решении проблем.


Правда, в продвижении проектов Arcelor Mittal прогресса пока не наблюдается: как сообщил Лакшми Миттал на пресс-конференции в конце октября, компания так до сих пор и не смогла приобрести землю ни в Ориссе, ни в Джаркханде. Однако теперь и у этой компании наметился некоторый прогресс: у нее появилась местная группа поддержки. Группа крестьян создала организацию Pragatisheel Manch для содействия Arcelor Mittal и организовала 200 подписей своих односельчан из двух деревень под письмом заместителю комиссара Рахулу Шарму в поддержку проекта. Основной аргумент – перспектива создания около 100 тыс. новых рабочих мест, прямо и косвенно связанных с реализацией проекта.


В этой ситуации, нельзя не согласиться с афоризмом, который приписывают Аль Капоне: «При помощи доброго слова и пистолета можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом».


 


Недостающие звенья в крупнейших проектах (по состоянию на 10 октября 2009 г.)












































































Компания


Мощность, (млн. т в год)


Расположение


Прогресс в приобретении земли


Обеспеченность сырьем


Tata Steel


12


Джаркханд


Власти штата еще не определились с политикой R&R


Лицензий пока нет


Tata Steel


6


Орисса


50% местных жителей еще предстоит переселить


Лицензий пока нет


Tata Steel


5


Чхаттисгарх


Приобретение земли началось год назад


Лицензия на разведку (железная руда)


JSW Bengal


10


Западная Бенгалия


Земля приобретена


Уголь


JSW Jharkhand


10


Джаркханд


Участок идентифицирован


Уголь, железная руда


Essar Steel


12 (окатыши) + 6 сталь


Орисса


Приобретена земля для первой фазы проекта


Лицензий пока нет


Essar Steel


3,3


Чхаттисгарх


Земля приобретается


Лицензия на разведку (железная руда)


Posco India


12


Орисса


Пока нет


Судебный спор с властями штата


Arcelor Mittal


12


Джаркханд


Земля приобретается


Уголь, железная руда


Arcelor Mittal


12


Орисса


Земля приобретается


Уголь


Bhushan Steel


2


Западная Бенгалия


Регистрация приобретенного участка


Лицензий пока нет


 


 


 

Лед тронулся

В ценовом противостоянии поставщиков и производителей железной руды наметился перелом. Первыми дрогнули японские и корейские сталелитейные компании, которые приняли условия бразильской горнорудной компании Vale, настаивавшей на повышении цен на железную руду на 65%. Китайские металлурги пока пытаются противостоять диктату поставщиков железорудного сырья, но эксперты уверены, что и они в конце концов будут вынуждены уступить.

Крупнейший в мире производитель железной руды — бразильская Vale сообщила вчера, что достигла соглашения с японскими сталелитейными компаниями Nippon Steel, JFE Steel Corp., Kobe Steel, Sumitomo Metals, Nisshin Steel, а также южнокорейской Pohang Steel Co. (POSCO) по увеличению стоимости поставок железной руды на 65%. Согласно сообщению Vale, теперь тонна высококачественной бразильской руды сортов Caraja и Itabira будет стоить на условиях поставки FOB 78,90 долл. (стандарт SSF) и 82,84 долл. (стандарт SFCJ). Доставка до портов назначения добавит к цене еще 100 долл.

Успех Vale не прочь повторить и другие крупные поставщики, однако похвастаться им пока нечем. Крупнейший экспортер австралийской руды — австралийско-британская Rio Tinto пока не смогла достичь значительного прогресса в своих переговорах. Компания распространила в понедельник заявление главы подразделения по железной руде компании Сэма Уолша о том, что Rio Tinto продолжает переговоры со своими клиентами. Ведущим среди них является китайская Baosteel.

Эксперты предполагают, что соглашение, достигнутое Vale с крупнейшими компаниями региона (Nippon Steel — второй в мире производитель стали, а POSCO — четвертый), позволит навязать новый ценовой уровень и китайским компаниям. До сих пор китайцы отказывались соглашаться с 50—60-процентным ростом цен. По неофициальным данным, китайские сталевары готовы пойти максимум на 30-процентное повышение цены. В 2006 году, когда также наблюдался резкий скачок цен, тон задавала как раз бразильская компания. Именно Vale первой договорилась с одной из японских компаний, и эти цены стали ориентиром для других игроков рынка, напоминает аналитик HSBC Алан Коатс. Впрочем, тогда рост был не столь существенным.

В течение прошлого года ряд аналитиков предполагали повторение кризиса 2005—2006 годов с последующим повышением цен на 25—50%. Согласно этим прогнозам, в 2008 году тонна австралийской руды на базисе CIF Китай будет стоить 120—145 долл., а бразильской — примерно 230 долл., за счет более высоких транспортных расходов. Именно такой была цена на руду с немедленной поставкой уже в декабре прошлого года. Необходимо отметить, что текущие цены спотового рынка превышают уровень, достигнутый Vale и японскими компаниями.

Впрочем, пока не стоит недооценивать возможности китайских сталеваров. Китай закупает до 45% всей поставляемой на мировой рынок руды и не захочет так просто сдавать свои позиции. Начавшиеся в ноябре 2007 года переговоры между производителями железной руды из Австралии и Бразилии и китайскими сталепроизводителями к январю зашли в тупик. Китайская компания Baosteel временно приостановила переговоры с Rio Tinto, Vale, BHP Billiton из-за серьезного расхождения в вопросе. Китайская сторона была готова согласиться на повышение цены на 30%, тогда как поставщики настаивали на 50%.

Лед тронулся?

/© Rusmet.ru, Марк Сергеев/ Более месяца Южный регион России удерживал самый высокий по стране уровень закупочных цен на лом черных металлов. В то время как наиболее крупные потребители закупались в среднем по 6000-6500 руб/т (с НДС и ж/д т.), закупочная цена металлургов Юга была близка к 7000 руб/т. Это позволили основным предприятиям региона существенно увеличить поток лома в свой адрес и добиться роста выполнения плана практически до 100%.


Отсутствие серьезной конкуренции со стороны южных импортеров российского лома также сказалось на ценовой политике внутренних потребителей. В результате произошло заметное сокращение закупочной цены на лом у ВМЗ «Красный октябрь».


В то время как на юге цена держалась у отметки 7000 руб/т, в среднем по России этот показатель был заметно ниже. Отсутствие активных действий со стороны металлургов по изменению цены на стыке мая и июня привели к тому, что к середине лета степень выполнения плана поставок лома основными потребителями оказалась далека от 100%.


Естественным шагом по исправлению ситуации в этом положении стало бы повышение закупочных цен, и в первую очередь его ждут от Северстали. Активность экспортеров в Балтийских портах, правда, до сих пор достаточно низкая, однако упреждающий ход может оказаться весьма эффективным в плане достижения максимально конкурентоспособной позиции. На Урале повышения ждут от НСММЗ (из-за интенсивного снижения цены поставки на предприятия слабо соответствуют плановым величинам), да и другие предприятия региона закупили в июне значительно меньше, чем планировали.


Похоже, что надвигающееся начало очередного витка ценового роста на лом в России совпало с ростом цен в Азии. Повышение цен корейских и тайваньских компаний вызвало заметный рост средней ценовой планки в регионе. Это может привести к активизации экспортеров в Дальневосточных портах и привести усилить конкуренцию за потоки лома, что в свою очередь будет являться дополнительным импульсом для роста цены на лом на внутреннем рынке.

Наверх

Мероприятие

с 30 сентября, 2021 по 2 октября, 2021


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Цель мероприятия- объединить на региональной отраслевой площадке  представителей власти, бизнес-сообщества, поставщиков услуг и технологий, иностранных и российских экспертов для решения  практических задач повышения эффективности деятельности по обращению с ломом и отходами металлов для  обеспечения металлургии сырьем и содействия в поддержании экологического, экономического и социального благополучия в стране.

Подробнее ...