Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

Новости

Минэкономразвития озадачилось проблемой рейтингования арбитражных управляющих
Мнения экспертов

Минэкономразвития озадачилось проблемой рейтингования арбитражных управляющих 

Министерство экономического развития РФ подготовило и опубликовало законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В документе существуют положения, согласно которым будет осуществляться рейтингование арбитражных управляющих.

Для этих целей в Законопроект вошло очень много положений, содержащих инструкции для определения и достижения тех или иных параметров результативности деятельности арбитражных управляющих. Проектируемые нормы Законопроекта пестрят математическими формулами, которые должен будет применять суд, рассматривая дела о банкротстве.

Однако, на мой взгляд, с закрепленным Законопроектом подходом трудно согласиться. Он представляется мне весьма механистичным. Использование механистического подхода в регулировании гражданских правовых отношений допустить нельзя. Само использование формул с технической точки зрения может существенно отяготить процесс, так как в большинстве случаев потребует для проверки верности расчета привлечения экспертов. Не проще ли изначально ориентироваться на экспертные мнения, что больше соответствует мировой практике рейтингования? В таком случае, суд сможет либо принять рейтинг, либо отвергнуть, либо потребовать представления в качестве доказательств и/или экспертной оценки для проверки рейтинга мнения иных агентств.    

В противном случае, принятие законопроекта приведет к удорожанию процесса банкротства. Исходя из того, что он выстраивается вокруг банкротящегося актива и неэффективного предприятия (то есть по существу неликвида), мы получим отрицательную эффективность в конечном итоге. В результате этого пострадают кредиторы, которые недополучат необходимую компенсацию, поскольку надо будет выделять расходы на ведение процесса. 

Закрадываются сомнения в наличии у большинства судей, рассматривающих дело о банкротстве, должной квалификации, необходимой для безошибочного применения математических формул. Судьи должны применять законы, а не вести расчеты. Подход, использованный в Законопроекте, повышает роль экспертного заключения в процессе о банкротстве. Тем самым, судебное решение, при отсутствии соответствующей квалификации у судьи, позволяющей осуществлять математические расчеты, может быть поставлено в зависимость от заключения стороннего эксперта. Это выхолащивает значение процесса и снижает роль судебного усмотрения.   

Еще в Древнем Риме был выработан правовой принцип «Summum ius — summa iniuria», который означает, что точное следование букве закона является высшей несправедливостью. Следуя этому правовому постулату, в законодательстве используются принципы, которые раскрывают значение и применение всех входящих в него норм. То есть правовой принцип — это тот вектор, который задается для применения любых норм законодательства. Закрепленные законодательством принципы не могут быть отменены или проигнорированы при применении любых норм, в том числе специальных[1], так как они сами являются частью законодательства.

Согласно Конституции РФ законы должны соблюдаться всеми гражданами, органами власти и судами (пункт 2 статьи 15). Тем самым, любые нормы закона не могут быть проигнорированы. В этом контексте не могут быть проигнорированы нормы статьи 1 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), которая гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1). При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункты 3 и 4).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения указанных требований суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Например, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 ГК РФ).

Таким образом, законодательством установлена дискреция полномочий суда, отступать от формально соблюденных законом правил, если они не соответствуют общим принципам и требованиям, предъявляемым к участникам гражданского оборота. Это необходимо суду для того, чтобы соблюсти общие принципы гражданского законодательства о справедливости, равенстве всех участников, свободе договора, неприкосновенности собственности и частной жизни (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Введение математических формул существенно сужает возможность суда применять указанные принципы, в связи с чем соответствующие положения Законопроекта не согласуются с требованиями пункта 1 статьи 1 и пунктов 1 и 2 статьи 10 ГК РФ.

Учитывая изложенное, единственным правильным решением, на мой взгляд, является ведение рейтинга арбитражных управляющих независимыми агентствами по методикам, утверждаемым соответствующими саморегулируемыми организациями. Только в таком случае возможно сохранить дискрецию суда при вынесении тех или иных решений при банкротстве. Андрей Зеленин, Генеральный директор РА Русмет


[1] Законодательство о банкротстве безусловно входит в ранг lex specialis (лат. «специальный закон») в сфере гражданского законодательства. 

Related posts

Добавить комментарий

Required fields are marked *