/Артем Зверев, Rusmet .ru/ Металлургия – отрасль во многом “закольцованная”. Ну, посудите сами, рост производства стали ведет к росту потребления сырья и энергоносителей. Неравномерное распределение сырья и производственных мощностей ведет к увеличению объемов грузоперевозок (транспортных издержек). От роста перевозок (той же самой руды, или сжиженного газа) выигрывают логистические компании, которые в свою очередь, закупают больше судов, вагонов, емкостей и т.д. А от этого, несомненно, выигрывают производители этих самых судов, вагонов, емкостей. А так как все это производится не из дерева, а из стали, металлурги вновь оказываются на коне.


 


Этот год, несомненно, можно назвать «большим судостроительным годом». Заказы на строительство судов в Южной Корее (крупнейший судостроитель в мире) выросли на 38%, а в стоимостном выражении – более чем на 50% (и это логично – рост спроса – рост цен). По данным судостроителей этой страны, в настоящее время практически все верфи обеспечены работой на 4 года вперед. Похожая ситуация наблюдается и в Китае. Европейские судостроители (в основном, германские) также вовсю употребляют слово «бум».


 


Сырьевые потребности Азии растут как на дрожжах, большая часть судов производиться сегодня именно в Азии. Металлурги региона сегодня обеспечить растущие потребности в судолисте не могут, в регионе назрел дефицит толстого листа. Поэтому крупнейшие производители этого вида продукции, такие как China Steel и JFE уже повысили цены на толстый лист. Так, China Steel планирует поднять цены на 10-20 долларов за тонну начиная с IV квартала текущего года (хотя во втором квартале цены уже повышались), а японская JFE добилась подписания соглашения со своим ключевым клиентом Hyundai Heavy Industries о повышении цен на 20 долларов начиная с октября текущего года. Уверен, хоть об этом и не говорится в пресс-релизе компании, что и для других судостроителей цены вырастут также, примерно на 20 долларов.


 


Hyundai Heavy Industries закупает порядка 25% всего металлопроката в Китае, следовательно, в ближайшие недели стоит ожидать известий о повышении цен на толстый лист и от китайских компаний. В ситуации дефицита, роста заказов, корейские судостроители будут вынуждены «позволить» своим китайским поставщикам повысить цены, несмотря на то, что китайские металлурги весьма далеки от ситуации, в которой они могут навязывать свои условия. Также, видимо, и корейские Posco и Dongkuk Steel также объявят о росте цен.


 


Рост потребления судолиста наблюдается и в Китае, и во Вьетнаме. В Китае рост производства судов в первом квартале составил по оценочным данным порядка 30%, а во Вьетнаме – стране хронического дефицита «некоторых видов» стальной продукции, государственная судостроительная корпорация не нашла ничего лучше, как пойти в металлургию и построить совместно со своими корейскими партнерами завод по выпуску судолиста на 100 тыс. т в год. И это уже второй металлургический завод компании!


 


Очевидно, что азиатское судостроение – перспективный сектор, как для инвестиций, так и для поставщиков, так как зависимость новых, да и старых промышленных гигантов от сырьевых ресурсов будет увеличиваться год от года. Корейские судостроители строят верфи во Вьетнаме, а также готовятся к массированной атаке (инвестиционной, разумеется) на относительно невинные в плане современной промышленности Филиппины. Активно в судостроении развивается и Индия, металлурги этой страны отреагировали оперативно и уже начали увеличивать объемы производства судолиста.


 


Среди основных промышленных секторов азиатской экономики в среднесрочной перспективе наиболее интересным выглядит именно судостроение, а соответственно – производители толстого листа в ближайшие годы смогут, как по расписанию, заниматься повышением цен. Со строительством в регионе ситуация тоже весьма «перспективно-интересная» для производителей сорта, однако это уже совсем другой разговор…