Согласно прогнозам аналитиков, в течение ближайших 20 лет увеличение спроса на металлолом в мире может опередить рост потребности в железной руде. По самым скромным оценкам, потребление лома черных металлов возрастет на 200 млн. При этом, как заявила международная исследовательская и консалтинговая компания Wood Mackenzie, к 2040 г. востребованность первичного железа может сократиться более чем на 1/3 благодаря расширению использования металлолома при производстве стали.

По оценкам РА Русмет, сегодня в мире около 50-60% товаров с истекшим сроком службы попадают во вторичную переработку, а к 2040 г. эта цифра, при условии стимулирования и поддержки, достигнет 80-85%. Хотя стального лома уже образовалось более чем достаточно для удовлетворения всего мирового спроса, полностью уйти от добычи и переработки железной руды не удастся. Ведь этот лом нужно собрать, сортировать и довести до определенных качественных параметров. Чтобы удовлетворить растущий спрос на сталь, пригодного металлолома все равно будет недостаточно. Кроме того, некоторые марки стали невозможно выплавить без использования первичного сырья. Поэтому, как бы то ни было, ежегодно будут вводиться около 80 млн тонн новых мощностей по производству железорудного сырья.

Сегодня давление со стороны потребителей и инвесторов, требующих вторичного использования материалов, начинает изменять мировой рынок металлопродукции. Политика, уже проводимая многими государствами, предусматривает более высокую степень рециклинга металлов и способствует сбору более чистого лома, то есть пригодного для вторичного использования. Европа, например, собирает такой качественный лом, но пока не имеет достаточно мощностей по выплавке стали из всего образующегося лома. Как результат – огромное количество лома экспортируется.

Вообще, качество лома (например, образующегося от отслужившего оборудования и транспорта) очень сложно оценить и сертифицировать. Это является одним из сдерживающих факторов более широкого его использования. Но законы по обращению с твердыми отходами с каждым годом ужесточаются. Сортировка лома и контроль его качества становятся все более прогрессивными во многих странах. При этом, с одной стороны государством проводятся мощные стимулы для сбора лома, а с другой – меры по обеспечению его качества.

Китай уходит от железной руды?

Для обеспечения колоссального спроса на сталь, до недавнего времени китайская металлургическая промышленность полагалась на импортное железорудное сырье, поставляемое, в основном, BHP, Rio Tinto, Anglo American, Vale и Fortescue Metals. Кроме руды этих компаний, добываемой в Австралии, Бразилии и Южной Африке, местная китайская железная руда также является важным источником сырья. Но еще один его вид, лом черных металлов, в Китае ПОКА занимает незначительную долю в загрузке сталеплавильных заводов, по сравнению с другими странами с развитой металлургической промышленностью. Так, в настоящее время, стальной лом составляет около 22% сырья, потребляемого китайскими сталелитейными заводами, по сравнению с 33,9% в Японии, 54,8% в ЕС, 69,1% в США и 42,5% в России.

Но первичное сырье стало неприемлемо дорогим. Мировые цены на железную руду подскочили более чем на 60% с начала 2020 г.!

 

Новые тенденции на мировом рынке металлургического сырья и ограничения на экспорт лома из России
Диаграмма: Динамика цен на железную руду в течение 2020 г. Источник: Markets Insider

Среди причин можно выделить как краткосрочные, так и долгосрочные факторы. Цены на железную руду резко выросли в конце ноября и продолжают расти, поскольку беспрецедентный рост спроса в Китае происходит на фоне ограниченного предложения руды из Бразилии. Новые прогнозы производства Vale говорят о том, что в 2021 г. мировой рынок железной руды будет иметь дефицит в 50 млн тонн. Кроме того, натянутые отношения между Канберрой и Пекином сотрясают рынок морских перевозок, идея о введении тарифов на железную руду из Австралии уже витает в воздухе. Так что альтернативные поставки руды тоже, вероятно, будут дорожать.

Китайский индекс деловой активности в производственной сфере говорит о том, что эта страна снова переживает бум. Ожидается, что в 2020 г. спрос на сталь там вырастет на 8% по сравнению с 2019 г. (до 980 млн тонн) в результате успешно проводимой государством политики стимулирования производства. По прогнозам, потребление стали в Китае продолжит расти и в 2021 г., хотя и несколько более медленными темпами по сравнению с этим годом.

В сложившихся условиях наступает момент, когда Китаю придется пересмотреть сырьевую стратегию для металлургии. До недавнего времени эта страна полагалась на импортное первичное сырье, но сейчас Китай заинтересован в расширении использования вторичного – стального лома. Китай будет совершенствовать свою систему сбора металлолома, а также импортировать его.

По нашим оценкам, в ближайшие 5 лет использование лома при производстве стали в Китае приблизится к доле в Японии, возможно, достигнув 30-40% от общего объема сырья к 2030 г. Потребление лома черных металлов в Китае, по нашим оценкам, вырастет с 216 до 360 млн тонн к 2025 г, что сократит потребность в железной руде почти на 300 млн тонн. А рынок поставляемой по морю железной руды будет иметь годовой профицит в 100-200 млн т.

На фоне высоких цен на железную руду многие китайские заводы уже сейчас увеличивают долю лома в загрузочной шихте кислородных конвертеров. Китай возобновляет импорт стального лома в страну, уже выпущены новые внутренние стандарты классификации лома, которые очень приближены к международным. Лом черных и нержавеющих сталей теперь переклассифицируют из «отходов» во «вторичные ресурсы». В соответствии с новой классификацией и после распространения руководящих циркуляров для специалистов таможни, лом более высокого качества можно будет импортировать уже с 1 января 2021 г.

Новые стандарты делят лом черных металлов на пять категорий, а именно: тяжелые вторичные стальные материалы, среднетяжелые вторичные стальные материалы, мелкие вторичные стальные материалы, измельченные вторичные стальные материалы и вторичные стальные материалы в связках.

Некоторые китайские торговцы уже ищут надежных поставщиков из-за границы, и скорее всего, HMS и измельченный лом будут самыми популярными сортами, потребляемыми китайскими заводами. Есть сообщения о том, что китайские дилеры и коммерческие предприятия вкладывают значительный капитал, чтобы стать совладельцами или полными владельцами японских баз металлолома, или же начинают создавать в Японии новые предприятия по его заготовке и переработке.

А в это время в России…

Буквально на днях Фонд развития трубной промышленности — лобби российских трубных компаний — предложил повысить вывозную пошлину на лом черных металлов с 5% до 15%. На фоне таких позитивных изменений мирового рынка стального лома предложение об ужесточении экспортных ограничении на лом черных металлов из России звучит, по крайней мере, странно.

При таком подходе, мы можем потерять самый емкий и близкорасположенный рынок металлолома в Китае, не успев туда даже войти. Российской отрасли по сбору и переработке лома металлов как можно скорее нужны программы по стимуляции и расширению мощностей. Но пока их нет, нужно хотя бы дать «ломовикам» шанс заработать деньги на это самим. Экспорт металлолома в Китай как раз и дает им такую возможность в наступающем 2021 г.

Источник: Аналитическая группа РА Русмет