Безрудный сезон
Теперь
проект берет в свои руки тайванская металлургическая компания E-United
Group, которой будет принадлежать 90% акций и контроль над ведением
строительства. Инициаторы из Tycoon Group, очевидно, убедившись в своей
недостаточной компетентности, удовлетворятся финансовым участием и
миноритарным пакетом.
Еще один крупный проект
во Вьетнаме может реализовать корейская Dongkuk Steel, заявившая о
намерении инвестировать около 1 млрд. долларов в строительство
металлургического комбината в СЭЗ Dung Quat в центральной части страны.
О мощности предполагаемого предприятия пока не сообщается, но
указывается, что оно будет выпускать как длинномерный, так и плоский
прокат для нужд местного рынка. По оценкам аналитиков, спрос на
стальную продукцию во Вьетнаме достигнет 10 млн. тонн к 2010 году и 20
млн. тонн в 2020-м.
Но, конечно, самый реальный
крупный металлургический проект во Вьетнаме реализуют индийская Tata
Steel и местная компания Vietnam Steel, которым будут принадлежать
соответственно 65 и 35% акций интегрированного комбината на 4,5 млн.
тонн стали в год с каптивным железорудным ГОКом. Срок строительства
этого комплекса оценивается в 10 лет. Между тем Tata Steel потерпела
неудачу в попытке присоединения двух небольших металлургических
компаний во Вьетнаме — Vinausteel и SSE Steel, ежегодно выпускающих
соответственно 180 тыс. тонн арматуры и 250 тыс. тонн сортового проката
и катанки. Эти предприятия предпочли “продаться” инвестиционному фонду
Prudential Vietnam Securities Investment Fund Management Company,
который, во-первых, предложил больше, а во-вторых — в отличие от
индийцев готов выплатить всю сумму наличными.
Из
новых проектов в других странах выделим сообщение китайской компании
Jiujiang Steel о том, что в августе этого года она приступает к
строительству металлургического комплекса, включающего доменную печь,
кислородный конвертер и мелкосортно-проволочный стан на 1,1 млн. тонн
катанки в год. Это увеличит производственную мощность компании более
чем вдвое. В 2008 году Jiujiang Steel также планирует начать сооружение
полосового стана горячей прокатки.
Пережить лето
Спрос
на стальную продукцию на мировом рынке остается низким, а производители
и трейдеры окончательно пришли к выводу, что активизации следует ждать
не раньше сентября. По крайней мере, американская компания US Steel
объявила, что приступит к повышению цен только в начале осени, а
тайванская China Steel, по некоторым данным, хочет увеличить стоимость
листовой продукции при поставках в августе-октябре на 30 долларов за
тонну. Если планы тайванской компании воплотятся в жизнь, горячекатаные
рулоны возрастут до 600 долларов за тонну FOB, а холоднокатаные — до
700 долларов за тонну FOB.
Текущая ситуация,
впрочем, дает немного поводов для оптимизма. В США из-за экономического
спада и избытка запасов спрос продолжает падать. Горячекатаные рулоны у
той же US Steel подешевели в июле до около 500 за короткую тонну (907
кг) ex-works, что на 20 долларов за короткую тонну меньше, чем в
предыдущем месяце. Большинство иностранных компаний снизили объемы
поставок стальной продукции в США, отмечая очевидные проблемы со
сбытом.
Несколько лучше складывается положение
в Восточной Азии. В целом большинству местных производителей удалось
утвердить на третий квартал цены на горячекатаные рулоны на уровне
540-570 долларов за тонну FOB. Китайские компании “второй-третьей
величины”, впрочем, готовы продавать аналогичную продукцию по 520-530
долларов за тонну FOB почти на таком же уровне, как слябы. Вообще
стоимость полуфабрикатов в сравнении с готовым прокатом в регионе
ненормально велика. Китайцы предлагают свои слябы по 540-550
долларов за тонну C&F, бразильская продукция котируется на уровне
570-580 долларов за тонну C&F, а для производителей толстолистовой
стали полуфабрикаты могут достигать 600 долларов за тонну C&F. Сам
толстый лист коммерческих категорий, впрочем, стоит около 630-650
долларов за тонну FOB при поставках из Японии и Китая.
В
Европе компании Corus, Thyssen Krupp и Salzgitter хвастаются, что им
удалось добиться повышения цен на плоский прокат в третьем квартале,
однако прогнозы большинства участников регионального рынка в основном
негативны. Импортные горячекатаные рулоны попадают на рынок ЕС по
475-485 евро за тонну CIF, а некоторые китайские компании готовы
согласиться и на 460 евро за тонну CIF. Стоимость холоднокатаных
рулонов близка к 540 евро за тонну CIF. В то же время, цены на горячий
прокат от местных производителей варьируют от 480 евро за тонну ex-
works в Средиземноморье до 510 евро за тонну на заводах Рура.
Европейские
металлурги также надеются на возобновление роста цен в
сентябре-октябре, но среди трейдеров немало скептиков, считающих более
вероятным понижение в четвертом квартале на 10-15 евро за тонну. По их
мнению, цены пойдут вниз под воздействием дешевого импорта при
умеренном спросе.
Российские и украинские
компании предлагают горячекатаные рулоны по 540-570 долларов за тонну
FOB, а холоднокатаные — по 620-630 долларов за тонну FOB. После
небольшого понижения в конце июня цены остаются стабильными, равно как
на длинномерный прокат и заготовки — соответственно, 530-560
долларов и 480-500 долларов за тонну FOB.
Правда,
рынок конструкционной стали в Европе и на Ближнем Востоке продолжает
слабеть. Турецкие компании в начале июля понизили котировки на арматуру
на 10 долларов за тонну — до около 570 долларов за тонну FOB порты
Средиземного моря. Китайцы также уменьшили стоимость своей продукции,
предназначенной для покупателей в странах Персидского залива. Китайская
арматура предлагается там по 570-580 за тонну C&F, но в скором
будущем возможно опустится еще ниже.
На безрудье
“Ситуация
на мировом рынке железной руды исключительно сложная, — заявил на
заседании австралийского комитета по экономическому развитию Сэм Уолш,
глава железорудного подразделения корпорации Rio Tinto. — Честно
говоря, мы не в состоянии удовлетворить весь спрос”.
Эти
слова можно было бы воспринять как попытку топ-менеджера одного из
ведущих экспортеров железной руды в мире подготовить рынок к новому
повышению цен на нее в 2008 году, однако, судя по всему, Сэм Уолш
оценивает положение вполне объективно. Продолжающееся увеличение спроса
на сырье со стороны Китая пока не сопровождается адекватным расширением
поставок. Причем в немалой степени это объясняется неготовностью
инфраструктуры к транспортировке возросших объемов руды. Ставки на
фрахт при трансокеанских перевозках в последние месяцы стабильно
растут.
В апреле-мае на 2% уменьшился экспорт
руды из Индии, при этом по мнению местных металлургов нужды более
действенные ограничения, чем введенные в апреле экспортные пошлины.
Национальная ассоциация производителей чугуна и стали продолжает
требовать установления квот на экспорт руды. В июне из-за наводнений
сократились поставки из Бразилии. Спад по сравнению с аналогичным
месяцем прошлого года составил 9%, а по сравнению с маем текущего —
16%. Австралийское бюро ресурсов Abare предсказывает на текущий год
рост поступлений от экспорта железной руды всего на 2,8%, что с учетом
подорожания сырья означает снижение тоннажа. Проекты, анонсируемые
крупнейшими железорудными компаниями мира, реализуются, но сроки
затягиваются по сравнению с планами из-за недооценки трудностей,
связанных с прокладками новых транспортных путей.
Не
удивительно, что цены на спотовом рынке железорудного сырья пошли в
рост. В Китае индийский 63,5%-ный концентрат подорожал в июне примерно
на 2 доллара за тонну, до 102-104 доллара за тонну CIF, а в июле цены
поднялись до 103-106 доллара за тонну CIF. Китайские компании в
последние несколько недель проводили осторожную закупочную политику, но
в конце второго квартала были вынуждены вернуться на рынок вследствие
сокращения запасов.
О дефиците железной руды в
стране свидетельствует, например, решение компании Sinosteel, одного из
крупнейших в КНР торговцев ЖРС, о строительстве ГОКа на месторождении
Liutangfang в провинции Аньхой, ресурсы которого оцениваются всего в
50-100 млн. тонн руды с 25%-ным содержанием железа. Та же Sinosteel
продвигает металлургический проект в Индии, рассчитывая совместно с
китайской компанией Handan Steel вложить в строительство сталелитейного
комбината около 4 млрд. долларов. Руководство Sinosteel при этом
стремится успокоить индийские власти, подозревающие, что китайцев
интересуют в первую очередь железорудные месторождения, заявляя, что
готова даже покупать руду для своего предприятия на стороне.