Еще раз о принудительной биржевой торговле товарами
Как стало известно редакции Русмет, Ассоциация электрометаллургических предприятий (АЭМП) также негативно отнеслась к законодательным инициативам Минфина России в части введения обязательной продажи товаров по правительственному перечню на организованных торгах (см. нашу предыдущую публикацию). АЭМП исходит из того, что в этот перечень обязательно попадет продукция металлургических комбинатов.
Как отмечает Ассоциация, предложенный Минфином России законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организованных торгах»[1] расходится с антимонопольным законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, могут использовать добровольный механизм биржевой торговли для доказательства отсутствия монопольно высокой цены на свой товар. Однако, для хозяйствующих субъектов, не занимающих доминирующего положения, такой механизм не предусмотрен законодательством, и наделение Правительства Российской Федерации полномочиями устанавливать нормативы в отношении количества товаров, подлежащих реализации на организованных торгах, для этих хозяйствующих субъектов противоречит принципам антимонопольной политики.
Продажа товаров на организованных торгах может не снизить цены, а наоборот, увеличить стоимость продукции из-за дополнительных затрат продавца, таких как оплата услуг организатора торгов и увеличение расходов на транспортировку. Низкая ликвидность торговли может привести к произвольным значениям биржевого индекса, а введение регулирования не гарантирует снижения цен на товары и вызовет дополнительные затраты для производителя и потребителя.
Введение обязательного заключения договоров на организованных торгах, при наличии уже имеющихся полномочий у Правительства по введению предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары, может привести к коллизиям и не обеспечит достижения цели справедливого ценообразования на товарном рынке. Установление требований к продаже на организованных торгах не является обязательным для достижения цели формирования национальных индикаторов для широкой номенклатуры товаров, так как цены в биржевых и внебиржевых договорах могут существенно отличаться.
Установление обязательного верхнего предела норматива продажи товара на бирже до 25% не имеет достаточного обоснования и может ограничить право участников рынка на выбор канала сбыта продукции, а также требует дополнительного пояснения относительно утверждения о гарантии исполнения сделок системой управления рисками биржевой торговли.
АЭМП полагает, что законопроект не достигнет своих целей из-за отсутствия убедительных обоснований защиты интересов инвесторов-производителей, а предлагаемые способы регулирования приведут к нарушению баланса интересов всех участников экономического оборота.
Исходя из обоснований к законопроекту, введение обязательной продажи ряда товаров через организованные торги, необходимо для выстраивания индикатива цен на соответствующий товар, на который в свою очередь ориентировались бы органы власти при осуществлении ими своих функций. Не является ли такой подход чрезмерным и оправданным, когда государство возникший дефицит информации предлагает решать за счет собственников имущества. Следует задаться вопросом, что предпринималось и предпринимается для того, чтобы отказаться от тотальной зависимости от информационного потока, генерируемого на западе в части поставки чувствительной информации о состоянии рынков.
В связи с этим Русмет еще раз подчеркивает важность развития и поддержки независимой отечественной ценовой аналитики в России, в том числе при ее использования органами власти. Ценовые индексы независимых отечественных аналитических структур, могут стать хорошей альтернативой, которая поможет восполнить образовавшийся пробел в сведениях и затормозить принятие скоропалительных решений в части формирования рыночных, в том числе биржевых индикативов за счет применения командных методов регулирования экономики, чему наглядным примером может служить законопроект в критикуемой части. Противоречивость такого подхода весьма очевидна и может привести к негативным последствиям, когда формально построенный индикатив цен, не будет отвечать рыночным реалиям, а это в итоге приведет к неправильному выбору при принятии тех или иных управленческих решений.
[1] С текстом законопроекта можно ознакомиться перейдя по ссылке