«Газпром» лезет в трубу
Материалы для Nord Stream ему понадобятся раньше
«Газпром» может ускорить сроки строительства
сухопутной части газопровода Nord Stream, который пройдет из России в
Германию по дну Балтийского моря. Это связано с тем, что в 2009 году
потребность в трубах большого диаметра в нашей стране, по прогнозам,
достигнет пикового уровня и российские производители могут не
справиться с запросами газового концерна. Аналитики полагают, что
перенос работ на более ранние сроки позволит «Газпрому» удешевить
проект, так как стоимость трубной продукции растет быстрыми темпами.
Nord Stream (прежнее название —
Северо-Европейский газопровод) — один из самых дорогих проектов
«Газпрома». Партнерами компании по проекту выступают немецкие BASF и
E.ON, которым принадлежит по 24,5% в проекте. В 2010 году планируется
ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода с пропускной способностью
около 27,5 млрд куб. м газа в год. Проект предполагает строительство
второй трубопроводной нитки и увеличение пропускной мощности трубы до
55 млрд куб. м к 2013 году. Предполагаемая стоимость сухопутной части
проекта — 4,5 млрд евро.
К ноябрю 2006 года были сданы 148,2 км из 917 км нового
газопровода Грязовец — Выборг, который соединит Nord Stream с единой
системой газоснабжения. В текущем же году «Программой синхронизации
ввода мощностей по добыче и транспортировке на период 2007—2010 годов»
сдача в эксплуатацию участков Nord Stream не предусмотрена. Однако ЗАО
«Ямалгазинвест» (заказчик строительства сухопутной части газопровода)
выступило с инициативой ускорить сроки строительства его линейной
части.
Как сообщил гендиректор компании Леонид Чугунов корпоративному
журналу «Газпрома», в этой связи (с учетом возможностей генерального
подрядчика проекта «Орион-строй» и одобрения со стороны департамента
инвестиций и строительства «Газпрома») в 2007 году запланирован ввод
166 км Nord Stream, а в 2008-м — еще 287 км. «Необходимость переноса
работ на более ранние сроки связана с тем, что в 2009 году потребность
в трубах большого диаметра в нашей стране, по прогнозам, достигнет
пикового уровня и российские производители могут не справиться с нашими
запросами», — пояснил г-н Чугунов.
Аналитики считают, что строительство, в частности, наземной
части газопровода в более сжатые сроки позволит «Газпрому» несколько
удешевить проект, опередив быстрый рост цен на трубную продукцию.
«Заказ и доставка требуют времени, а между тем производители труб
норовят поднимать цену на свою продукцию. Поэтому логично для
«Газпрома» ускорить строительство газопровода, чтобы снизить
себестоимость проекта», — отметил аналитик «Ак Барс Финанс» Александр
Блохин.
По его мнению, даже если газопровод будет построен раньше и
труба первое время будет заполняться не полностью, это не
принципиально, так как первоочередная задача — снизить себестоимость
строительства. Кроме того, чем быстрее будет введен в эксплуатацию Nord
Stream, тем раньше появится возможность уменьшить транзит через
Белоруссию и Польшу, отметил г-н Блохин.
Для российских производителей труб большого диаметра будет
нетрудно поставить продукцию для сухопутной части газопровода раньше
срока, уверен Юрий Власов из ИК «Ренессанс Капитал». К тому же, по его
мнению, «Газпром» будет диверсифицировать поставки труб, разместив
заказ в нескольких компаниях. Производством труб большого диаметра
сейчас в России занимаются Объединенная металлургическая компания и
«Северсталь». Помимо них Трубная металлургическая компания планирует
начать выпуск труб, необходимых для этого проекта «Газпрома».