Голландский маневр
«Российским железным дорогам» (РЖД), претендующим на блокпакет акций «Трансмашхолдинга» (ТМХ), предложен выбор: выкупать допэмиссию машиностроительного концерна или стать владельцем четверти голландской The Breakers Investments (TBI). Именно TBI, как утверждают источники РБК daily, в скором времени консолидирует 100% акций ТМХ и будет выходить на международный рынок капитала. Средства нужны «Трансмашхолдингу» для масштабной программы технического и технологического развития. ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) — крупнейший отечественный производитель железнодорожного подвижного состава. Выручка группы в 2006 году выросла почти на 40%, до 55 млрд руб. По словам представителей ТМХ, сейчас компанию контролируют структуры, связанные с совладельцами «Кузбассразрезугля» и «Трансгрупп». Реальными собственниками 99,8% акций ТМХ сейчас являются Ammonis Trading Ltd, Latorio Holdings Ltd, Mafrido Trading Ltd, Silasio Trading Ltd и Teromo Investments Ltd. В мае 2007 года «Российские железные дороги» договорились купить блокпакет акций ТМХ. В пятницу «Трансмашхолдинг» отчитался о состоявшемся 15 ноября внеочередном собрании своих акционеров. По сообщению компании, ее владельцы одобрили увеличение уставного капитала на 33,3%, до 1,115 млрд руб., с помощью допэмиссии 278 805 обыкновенных акций, что составит 25% плюс одна акция увеличенного уставного капитала ТМХ. Среди потенциальных покупателей дополнительных акций, размещаемых по закрытой подписке, помимо РЖД оказалась и голландская The Breakers Investments B.V. В «Трансмашхолдинге» и РЖД отказываются комментировать, чьи интересы представляет TBI. Источник РБК daily в ТМХ на условиях анонимности рассказал лишь, что размещение допэмиссии проводится в рамках продажи блокпакета компании «Российским железным дорогам». Говорить о цене выкупа акций представители обеих структур также отказываются, призывая руководствоваться данными официального сообщения. В нем указывается, что цену определит совет директоров ТМХ не позднее даты начала размещения эмиссии (номинальная стоимость ценных бумаг — 1 тыс. руб.). Ранее представители РЖД говорили, что сделка будет завершена до конца этого года. В середине октября железнодорожная монополия сообщила, что ее совет директоров одобрил приобретение 25% плюс одна акция ЗАО «Трансмашхолдинг». Впрочем, как удалось выяснить РБК daily, вероятно, именно The Breakers Investments B.V. в ближайшее время станет владельцем 100% акций «Трансмашхолдинга», который неоднократно заявлял о планах по привлечению масштабных инвестиций в развитие производства, разработку новой техники и технологий. По словам осведомленного источника РБК daily, близкого к ТМХ, одним из вариантов привлечения средств является допэмиссия акций компании, другим — выход на международный рынок капитала. При этом второй способ более эффективен и быстр, если компания зарегистрирована в Евросоюзе. «Многие крупные холдинги из России уже вышли на зарубежные рынки капитала через свои голландские структуры», — отмечает собеседник РБК daily. Именно поэтому, по его словам, РЖД было предложено два варианта: либо стать владельцем 25% плюс одна акция самого «Трансмашхолдинга», выкупив его нынешнюю допэмиссию, либо войти в уставный капитал The Breakers Investments. Реакцию РЖД на это предложение выяснить пока не удалось, однако, по сведениям РБК daily, решение должно быть принято в конце ноября — начале декабря этого года. В то же время аналитик UBS Илья Макаров сомневается, что акционеры ТМХ будут проводить IPO The Breakers Investments в ближайшее время. «Трансмашхолдинг» находится на пороге масштабных заказов, которые всего за несколько лет позволят увеличить стоимость компании до 5 млрд долл., а сейчас РЖД оценивают ТМХ примерно в 2 млрд долл. Вероятнее ожидать от TBI долговых заимствований или продажи акций иностранному стратегическому инвестору для доступа к его технологиям. В середине сентября источник, близкий к «Трансмашхолдингу», рассказывал РБК daily, что партнерами ТМХ могут выступить Alstom, Bombardier, Siemens и Hitachi.